ПОДВИЖНИКИ

Много говорилось о людях, которые самоотверженно служили человечеству, которые полагали силы на благо мира. Их жизненные подвиги - подвижника ли первых веков христианства св. Антония или великого йога Тибета Миларепы, подвижника средневековой Европы св. Франциска Ассизского или нашего соотечественника св. Сергия Радонежского - имеют много общего в прохождении, методах и результатах. Видимо, все, кто служат на благо человечества, обладают чем-то общим, идут схожими путями. И действительно, если обратиться к древности, то можно увидеть, что пути исходят из единого первоисточника, из которого вышли все религии и все духовные учения.

Люди по-разному называют тех, кто посвятил свою жизнь служению: подвижниками, святыми, мучениками, предстателями, учителями, владыками, героями, деятелями и богами. Все они служили человечеству беззаветно, хотя и отличались друг от друга языком и принадлежностью к народу, временем и обычаями, религией и философией. О них написано много книг, много художественных произведений посвящено им.

Подвижники страдали немало, но молнии их энергии приносили оздоровление пространства. Они питали всеми своими токами и далекое и близкое, но сами они не знали, где происходит спасительное следствие.

Космос создан высокими творческими энергиями и поддерживается также энергиями сотворцов - людей, способных на напряженное и огненное творчество, - тех, которые, став разумными, имеют мышление, не ограниченное размерами своей семьи, страны, народа или планеты, а устремленное в беспредельность.

В энергетическом смысле эти люди представляют как бы живые вулканы, извергающие напряженную энергию. Такие напряжения необходимы для эволюции. Энергии подвижников, объединяясь в пространстве с энергиями Космоса, направляются на новые космические строительства. Созданные ими потоки притягивают свободные энергии, которые мощными потоками устремляются на нашу планету, увеличивают ее снижающийся потенциал; очищают окружающее пространство; производят сдвиги сознаний людей, обращая их к Высшему.

То, что должны делать миллионы людей, свершают отдельные личности. Каждый мыслящий когда-то станет сотворцом, но пока он ограничивается узким кругом сознания и трудится на ублажение себя и близких, его энергии не согласуются с созидательным потоком. Потому ноша подвижника есть Ноша Мира.

В духе подвижник достигает высшего творчества и тем становится пособником Творца. На Земле и над Землей - в двух Мирах сливается мысль постигающая, и такой подвиг звучит на спасение человечества.




Жизнь уравновешивается лишь духовным подвигом. Лишь духовный подъем может дать направление к достижению и общему благу.

Для многих подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех преступлениях готовы твердить мертвое слово - благоразумие.

Такие неоднократно своими помыслами, действиями и вожделениями ввергали планету в состояние, когда она окутывалась коричневым газом разложения, который препятствовал прохождению спасительных энергий Высших Сил. Тогда процветали извращения Великих Учений, совершались черные мессы, люди погружались в пороки. Именно в такие времена появлялись Великие Подвижники, которые или реформировали существующие Учения, если те окончательно не утратили влияние на души людей, или давали новые.

В Бхагавад-Гите Шри Кришна говорит: «Когда праведность приходит в упадок, а неправедность воцаряется, тогда являюсь я сам для защиты добрых, для поражения творящих зло, для восстановления Дхармы. Я рождаюсь из века в век».

Таким образом, когда великие сущности воплощаются очередной раз, они очищают планету посредством воздействия своих энергий, посредством впитывания энергии окружающего пространства в себя и преобразования их в более светлые. Такими предстателями были и Будда, и Христос. Их называют спасителями за то, что создали условия дальнейшего существования и развития человечества. Такие подвижники дают наставления на многие тысячелетия вперед, указывают людям путь движения.

Но для поддержания и развития духовности в человечестве необходимо поддерживать Учения на протяжении их существования новыми потоками энергий. И эту задачу выполняют также подвижники, проходя путями Основателей в физическом теле или в духе и развивая огромные энергии, укрепляющие Учения.

Многие учителя и подвижники Востока проходили путем Будды и в течение жизни сами становились Буддами. В христианстве многие подвижники прошли путь Христа, включая страдания на кресте. О некоторых из них говорится в этом разделе сайта. Именно эти подвижники, повторяя путь Христа, вносили новые энергии в Его поток. Поскольку их сознание становилось космическим, новые космические энергии достигали планеты, притягивались ими и ассимилировались.

Некоторые из последователей стремились повторить их путь. Возникала преемственность, и непрерывный энергетический поток поддерживал Учение.

Подвижники реформировали старые Учения, они вводили новые энергии, которые соответствовали новым условиям жизни людей, новому уровню сознания. История знает многих великих реформаторов: в буддизме - Атишу, Падма Самбхаву, Дзон-Капа; в христианстве - св. Франциска, св. Екатерину Сиенскую, св. Терезу - и многих других, выступавших за чистоту духовных движений.

В первые же века после ухода Христа учение его подверглось искажениям, и тогда появился великий Ориген, который по горячим следам Христа очистил его учение, следом пошли и другие подвижники.

Св.Антоний в египетской пустыне создавал мощные потоки в поддержку христианства. Он выступал и как подвижник, и как герой. Когда требовалось, он выходил на защиту христианства, на защиту веры, на противодействие ереси, которая уже тогда стремилась исказить учение.

Жизнь требовала изменения подходов к самому подвижничеству, требовала внесения новых методов. Св.Антоний обобщил опыт современных и доступных ему отшельников, творчески преобразовал, усовершенствовал, ввел в свою жизнь и оставил наставления последователям. Опыт св. Франциска уже относился к подвижничеству в миру.




Подвижники всегда играли большую роль в жизни народов. Они своим образом жизни, проповедями и наставлениями привлекали внимание многих людей. Вокруг них собирались желающие встать на их путь, стремящиеся к познанию, желающие получить ответ на вопросы, получить совет, благословение, наставление, разрешить жизненную проблему, утешиться, почувствовать благодать, необычные ощущения, возрадоваться ликом подвижника и т.п. Многие оставались с ними. Многие отпадали. Приходили и враждебно настроенные, некоторые из них впоследствии становились ярыми приверженцами. Так появлялись ученики и последователи, и далее их деятельность переносилась на мирян. Их наставления оставались в веках, их яркий пример запечатлевался в сознании, записывался в книги, о них слагали легенды. Из глубины веков дошли до нас легенды и описания жизни. Таким образом, продолжалась традиция.

Светлая энергия этих высоких подвижников продолжает действовать и сегодня. Где жили и действовали подвижники, там наслаивалась особая энергия. Там начинали бить целебные источники, туда не могли проникнуть служители зла. В этих местах до сих пор существует особая атмосфера.

Кроме очищения пространства, нужно было еще и очищать сознания, то есть бороться с невежеством. Подвижники являлись живыми наставниками человечества. Так, к св. Серафиму Саровскому приходили многие люди, и для каждого у него находилось важное наставление, мудрый совет, доброе слово.

Подвижники опекали не только рядовых мирян, но особенно тех, от которых зависели судьбы государств и даже целых народов. Св. Антоний Великий наставлял христианских императоров того времени. Св. Франциск оказал влияние на папу Иннокентия III и на многих его кардиналов. Св.Сергий Радонежский наставлял Дмитрия Донского. Е.И.Рерих переписывалась с президентом Рузвельтом. Советы подвижников, там, где они применялись, во многом содействовали процветанию и эволюционным процессам.

Уже только одно присутствие подвижника вносило мир. Но и сами они активно вели миротворческую деятельность: пытался исключить кровопролитие в крестовых походах св. Франциск, знаменательна миротворческая деятельность св. Екатерины в Италии XIV века. Также можно напомнить о миротворчестве св. Сергия Радонежского. И если люди следовали наставлениям святых, то мир был долгим.

Для решения задач, которые выполняли подвижники и для лучшего направления своих последователей они создавали ордена, общины, братства, монастыри, создавали ложи, цеха, мастерские и многое другое. Именно посредством этих организаций, сохранившихся до настоящего времени, доносится живое дело подвижников и до нас.




Но подвижники - это не только духовные учителя. Среди них были Александр Невский и Дмитрий Донской, Жанна д'Арк и император Акбар и многие другие, которые положили все свои силы на формирование государства и народа, на духовный подъем людей, на освободительную борьбу. Их воистину можно называть героями, преодолевшими не только слабости своей человеческой природы, но сумевшими преодолеть натиск извне.

Говорят, что обстоятельства делают героя, лучше сказать - обстоятельства пробуждают героя. Некоторые знают им сужденное и несут задание от малых лет. Другие чуют, что они должны нечто выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для таких природных героев обстоятельства будут ключом. Они заставят зазвучать глубокие струны и принесут выполнение подвига.

Подвижники могли бы рассказать о детских видениях, о снах, о голосах зовущих и приказывающих. С самого детства слагались мысли, ответ на которые приходил позднее. Подвижник мог бы поведать, насколько какая-то сила направляла его поступки. Он мог произнести нежданные слова, значение которых понимал лишь со временем. Так влияние Высшее наполняет многих деятелей и укрепляет их мужество.

Ценен подвиг добровольный. Даже малейшее насилие уже не будет полезно для эволюции.

Ценен подвиг сознательный. Различие между бессознательными и сознательными героями велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем и отступить, но сознательные герои не отступят и продолжат свой путь, неся все накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познания в чувство и наполнить им свое сердце.

Там, где преисполнено сердце, там совершается полет в будущее. Суровое знание опасностей дает герою лишь радость. Нельзя жить вне опасности, но прекрасно сделать из нее ковер подвига.

Учитель говорил: «Три человека совершили подвиг: первый в полном знании и сознании, второй в опьянении, третий случайно, по неведению; который должен получить венок?» Ученики показали на первого. Учитель заметил: «Истинно, он должен быть призван, ибо в трезвости и знании он утверждал настоящее мужество. Негодны действия в опьянении, и нельзя считать за подвиг случай и неведение. Такие подвиги совершаются и дикими зверями».

Для героя и подвижника отдача себя есть радость, и он живет тем сильнее, чем больше отдает. И чем обильнее он изливается, тем быстрее осуществляется его рост, ибо закон, по которому движется жизнь, требует давать, а не брать. Брать же будет вторичной функцией - для обеспечения процесса отдавания, причем брать оптимально, ровно столько, сколько необходимо.

Часто вследствие усиленной духовной отдачи психическая энергия подвижника оказывалась выкачанной, как было с Рамакришной и некоторыми другими. Это приводило к преждевременному уходу их с Земли.

Героям и подвижникам присуще смирение. Это качество обычно понимается как непротивление злу, как добросердечие, как милосердие, но мало как самоотречение. Между тем, только самоотречение и самоотверженность дают понятие смирения. Воистину, по всей истории можно находить великанов духа и героев, отдающих себя на смиренные труды на благо человечества. Героизм есть проявление разных видов смирения.

Сердце героя знает самоотверженность во имя общего блага. Оно знает самоотречение и Великое Служение. Ведь путь героя не всегда усеян венцами человеческой благодарности. Ведь путь героя идет тернистыми тропами. Потому нужно всегда почитать тропу самоотверженности, ибо каждое продвижение по лицу Земли, утверждающее героизм духа, есть явленный залог нового начала. Сколько героев духа могли быть на пути человеческом как факелы ведущие! Но не заметны эти огни духа глазу невежества. Так нужно почитать героев каждодневной жизни, которые насыщают жизнь достижением каждого часа.

Герой свободен от самости. Он знает истинное служение на благо человечества.

Люди полагают, что героические деяния могут зарождаться внезапно, без длительной подготовки, но на деле видим, что много мыслей сложилось, прежде чем образовалось решение самоотверженного деяния.

Путь радостного подвига стократно короче, нежели путь плачевной обязанности. Как твердо должны помнить эту заповедь подвижники. Только знак подвига вознесет их над опасностью, но значение подвига нужно воспитывать в сердце, как радость духа. Можно не заметить самый благой путь, если глаз не следует за звездой подвига. Нужно даже самые потемки осветить Светом единым. Ничто, никто и никогда не заставит обернуться во тьму.

Даже самый трудный подвиг не может быть унылым. Огненный дух преображает все пресветлою радостью. И тепло источается от радости.

Не будет рождаться радость от саможаления и мужество от сомнения. Между тем, одно слово о подвиге должно вдохновлять. Одна мысль о продвижении должна удесятерять силы. Какое дело подвижнику до всех драконов! Он не замечает разъяренных зверей, ибо вдохновение есть щит верный.

Подвижники духа противостоят силам хаоса. Каждый добрый деятель подвергался и подвергается нападению сил темных. Один даже воскликнул: «Мне кажется, что я становлюсь центром хаотического водоворота!»

Слова эти не были лишены основания. Можно напомнить некоторые химические опыты, когда капля сильного вещества производила видимость водоворота и являлась как бы центром всей массы, совершенно не равноценной по своему значению. Но это будет лишь кратким состоянием, скоро ценная капля распространится и улучшит всю массу.

Совершенно так же происходит и в человеческих отношениях. Массы бросаются на высокую индивидуальность и образуют своего рода водоворот, но придет час, когда влияние личности превозможет хаос и получится благодетельное влияние на широкие массы. Можно часто сопоставлять человеческие отношения с химическими реакциями, и выводы будут весьма убедительны.

В древних хрониках повествуется о многих препятствиях, которые встречались на пути подвижников. Они предупреждали вступающих в подвиг о неизбежности нападений сил тьмы. Явление ужасов не должно было смущать вступивших, наоборот, они знали, что по мере восхождения нападения становились сильнее.

Нередки встречи подвижников со служителями тьмы. Нужно знать их разнообразие. Могут быть облики безобразные, которые сразу распознаются, но бывают и такие, которые окружены сиянием. Только расширенное сознание может восчувствовать сущность этих личин.

Почти все подвижники подвергались мучениям и гонениям. Каждый подвиг связан с гонениями. Поединок подвижника с тьмой неизбежен, и волны хаоса должны захлестывать смелого борца. Но и такие пробные камни только содействуют непобедимости духа. Были и сожженные, были распятые, были обезглавленные, были удушенные, были зверски убитые, явлены проданные в рабство, и отравленные, и заключенные в темницы – словом, все муки претерпели.

Ненавистники пытаются разрушить даже неистребимое. Был день, когда глашатай от имени старейшин оповещал афинян, чтобы под страхом изгнания никто не смел произносить имен Перикла, Анаксагора, Аспазии, Фидия и друзей их. Чернь, наученная старейшинами, требовала уничтожения Зевса Олимпийского, крича, что это изваяние напоминает им ненавистного Фидия. Если имена обвиняемых встречались на рукописях, напуганные граждане спешили сжечь их, хотя бы это было ценнейшим произведением. Осторожные избегали проходить мимо домов названных людей. Льстецы торопились писать эпиграммы, в которых под обидными символами изображали крушение Перикла. Анаксагор изображался в виде осла, кричащего на площади. Знаете и о смерти Сократа.

Можно проследить, за что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и поражали своим неправдоподобием. Сравним, за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей; почти те же обвинения бросались им. Но в следующие века последовало признание, как и не было поношения! Можно сказать, что такие высокие деятели не умещались в людском сознании, и меч палача готов был снизить слишком высокую голову.

Деятель, особо выдающийся, подвергается неимоверным нападениям. Не следует думать, что такие бесчисленные злобные стрелы не приносят вреда. Они наносят не только психические ранения, но, пересекая ауру, производят несносные вибрации. При защитных ударах происходит ярая битва, но центр ее находится как бы в смерче. Иногда такие деятели по этой причине кончали слабоумием. Можно тому указать исторические примеры.

Великий отец народа Перикл был расстрелян ядовитыми стрелами мыслей людей. Перикл был снова признан, когда люди довели его до слабоумия. Лишь в таком состоянии сограждане могли признать его равным себе.

При таком чрезмерном внимании со стороны людей и сил тьмы подвижники меняли местожительство. Примером тому может служить подвижничество св. Антония. Вражеские посылки не могут скоро овладеть новым местом. Как и в исторических примерах многое бы изменилось, если бы деятели спешили изменить местонахождение. Но не легко переменить место и покинуть битву за благо. Никто не согласится как бы отступить и предоставить врагу торжествовать. Никто из окружающих не поймет мудрость решения и обвинит в трусости. Так Аполлоний Тианский не раз был обвинен в предательстве и измене, когда он чувствовал необходимость запастись новыми силами в дальних странах.




Снова и снова лучшие представители человечества должны переживать трагедию вековой борьбы всего прогрессивного и жизненного против мертвящих понятий, которыми полно сознание большинства. Борьба эта приняла уже планетарные размеры и ведется во всех областях, на всех поприщах жизни, но все же сторонники Света и прогресса множатся, и каждая новая идея или открытие уже быстрее находит признание, нежели в те времена, когда наиболее насущные для человечества открытия из-за невежества откладывались иногда на сотни лет.

Путь благодетелей или просветителей человечества тернист, и этого нельзя забывать. Потому так важно со школьной скамьи знакомить детей с Голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за отказа принять то или иное научное открытие, то или иное расширение умственного кругозора. Забота о расширении сознания и соответствующем кругозоре должна стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных восстаний и войн.

Пусть подвиг творится от ранних лет. Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить прекрасное. Среди каждого обихода можно наблюдать взлеты детской мысли. Никто не научил их; никто не подал им примера, но сознание подсказало, что можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то полезное.

Народ, которому еще может предстоять восхождение, будет мечтать о герое, но дряхлому народу понятие героя будет обременительным и ненужным.

Умейте быть там, где герои и подвижники. Мир будет потрясен действительностью героизма. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных сглаживаний будет очерчен облик труда и воли.

Свобода сознания рождает героев.

Пусть не думают люди, что нужно уходить в отшельничество для развития сознания. Можно и среди земного быта находить прекрасное устремление, и такой подвиг будет даже чудеснее. Но следует обострить устремление подобно стреле мощного лучника.

Признается за достоинство, когда и в удаче, и в неудаче человек неуклонно стремится к избранной цели. Но для этого нужно избрать цель и понять, что вне ее нет продвижения. Из такого убеждения складывается подвиг. Требуется некоторый подвиг от каждого человека. Само понятие подвига должно быть зовущим, но не устрашающим. Каждый, улучшающий качество труда своего, уже совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и другому пользу.

Подвиг не должен заключаться в чем-то необычном и совершаться в каких-то особых условиях, в особом месте, а не там, куда поставила нас судьба. Истинно велик подвиг внесения Учения в жизнь каждого дня, давания радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. Сказано в Бхагавад-Гите: «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою Дхарму (долг)». Итак, будем закалять дух наш в неустанной работе по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих нас, в радостной готовности применить свои силы там, где является возможность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Самара. Издательство "АГНИ", 1994.
  2. Бхагават Гита, или Песня Господня.
  3. Книги Агни Йоги.

RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика