ФИЛОСОФСКОЕ И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ЗАКОНА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Л. М. Емельянова, доцент кафедры философии ГУАП

1. Перевоплощение и карма – основные законы совершенствования человека

Людям Запада трудно принять закон перевоплощения, поскольку ни христианская религия, ни многовековая европейская философия, ни тем более наука мало что знали и знают об индивидуальной эволюции человека. Но почему? Ведь известно, что Пифагор и Платон учили о совершенствовании человека путём его многократных воплощений на земле. Однако полностью учение о человеке они раскрывали только своим ближайшим ученикам, если Платон и доверил что-то книгам, то отрывочно, о многом говоря мифологическим языком. Сокровенность учения о человеке в древней философии было обусловлено многими причинами. Отметим лишь важнейшие из них. Во-первых, оно не могло быть понято и принято большинством душ, призванных к воплощению в западной цивилизации в искупительную эпоху Рыб. «О смене жизней Учитель не говорил народу, ибо в Его стране эта истина не была бы понята. Даже из учеников немногие усваивали вполне перевоплощения. Перевоплощение было известно некоторым сектам и так же, как и теперь, оно отрицалось многими. Именно так же, как и теперь, смена жизней вызывала ожесточенные споры» [1].

Во-вторых, для многих знание о множестве их жизней на Земле не было бы полезным, перед завершением определённого эволюционного цикла нужно устремляться к будущему, а не привязываться к прошлому. «Можно понять, почему сравнительно мало сказано о перевоплощениях в древних учениях. С одной стороны, о них было достаточно известно, с другой, было бы неполезным обращать внимание на бывшее. Только люди с особо расширенным сознанием могут погружаться в прошлое без вреда для продвижения. Для малого сознания взгляд назад может быть губителен» [2].

И русские философы конца XVIII – начала XIX веков, принявшие эстафету западной мысли и сохранившие её лучшие достижения при наступлении позитивизма, агностицизма и прочих «измов», обходили закон перевоплощения молчанием. Пожалуй, один Николай Бердяев выступил против него, что не позволило ему разрешить проблему соотношения свободы и предопределённости человеческой жизни, поскольку закон перевоплощения неразрывно связан с законом кармы. Вместо философского анализа он во многом остался на уровне общих деклараций и даже утверждал идею абсолютной свободы, что является иллюзией.

Нет абсолютной свободы, есть неизменные законы, управляющие Богами и людьми, устроенные таким образом, чтобы направлять любую часть целого на пути её совершенствования, увеличения знания, могущества и любви. Законы, которые каждой части дают свободу выбора, ибо их вечные веления в феноменальном мире могут быть реализованы многообразными путями. Нарушение законов есть нарушение гармонии части и целого, есть зло, которое приводит к страданиям, ибо человек должен на себе испытать все последствия порожденной им дисгармонии и восстановить нарушенный порядок. Не Бог наказывает человека, а человек сам порождает причины, вызывающие те или иные следствия, которые могут проявляться не сразу, а в будущем, вплетаясь в сложную сеть проявленного мира.

Сознательное движение по пути эволюции необходимо включает в себя познание закона кармы, сначала хотя бы во всеобщей форме, но для этого нужно допустить множественность жизней. Часто страдая, люди спрашивают: «За что?». Не видя причин, заложенных в прошлых жизнях, они полагают, что страдают незаслуженно, отрицая при этом разумность мироздания. И даже верующие часто недоумевают, почему всемогущий и милосердный Бог, которому в христианстве приписывается создание человека, не понятно по каким причинам, одного обрекает на несчастья, а другого – на успех. Но мир не может быть устроен так, что кому-то незаслуженно даются счастье и радость, а кому то – боль и страдания. Неужели сторонники одной земной жизни и создания для каждого тела новой души не осознают ограниченности этой концепции, которая может быть принята только без рационального осмысления? Или для отрицания законов перевоплощения и кармы есть другие причины, которые нужно искать вне рациональной плоскости?

Больше века прошло с тех пор, как учение о сущности человека, его строении и смысле существования на Земле было раскрыто людям. Великие Водители человечества сочли необходимым вновь утвердить законы эволюции человека – перевоплощения и кармы, ибо люди, вступая в новый цикл своего развития, должны принять эти великие истины. Одной из главных задач трудов Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, призванных принести в мир Новое Учение, Теософию и Агни Йогу, и было утверждение идеи о совершенствовании человека путём развития в нём высшей психической энергии Разума, соединённого с высшей Волей и Любовью. Много потрудились непосредственные ученики Е. Блаватской и Е. Рерих, чтобы утвердить закон перевоплощения, но он до сих пор воспринимается с подозрением и в научно-философских кругах, и среди христианских философов.

Христианский мыслитель Александр Мень, отрицая существование данного закона, между тем признает, что его защитники получают ключ ко всем тайнам бытия [3]. И это так, ибо без его познания ни одна философская проблема, касается ли она природы, человека или истории, не может быть удовлетворительно решена, что и показывает анализ западной философии на протяжении сотен лет её развития. А. Мень утверждает, что доказать или опровергнуть закон рационально невозможно. Рационально опровергнуть невозможно, но доказать возможно и необходимо. Но что значит доказать закон? Во-первых, показать, как необходимо вытекает он из общей картины мироздания, как необходимо вписан в совокупность основ, на которых стоит и разворачивается окружающий нас мир. Во-вторых, увидеть, как закон действует в мире явлений. А. Мень относит закон к области веры, но в законы не верят, их познают, хотя без предварительного допущения их возможности, то есть веры, познание будет затруднено, ибо мы верим для того, чтобы знать. На Востоке многие верят в этот закон, но вера вовсе не исключает его неправильного понимания.

Отрицая закон перевоплощения, А. Мень задаёт вопросы, которые показывают, что ему хотя и была знакома теософская доктрина, но она не была им понята. Он не видит или не хочет видеть, что в ней получили разрешение противоречия защищаемого им традиционного христианского мировоззрения, хотя и понимаемого глубже многих других православных мыслителей. Доктрина строго различает понятия об Идеальной Причине мира, Абсолютном Божестве и совокупности вечных законов, и о Творческой Причине Космоса, творящем по этим законам Боге-Логосе, рождающем мир монад и созидающем план их эволюции. Доктрина различает понятия о монаде как вечной божественной искре Абсолютного Духа и о монаде как духовной искре, уже облачённой энергией Логоса, духовном зерне, которое воплощается в различных формах жизни от минералов до человека, развивая своё сознание и превращаясь в разумную Индивидуальную Жизнь. Все формы мира едины в своей сущности, ибо содержат в себе духовное зерно, но все они по степени развития сознания занимают определённое место на лестнице бытия.

Доктрина различает понятия о Высшем Божественном Эго человека, его истинной Индивидуальности, и её проявлении в земной личности, говоря о том, что развитие Высшего Эго происходит благодаря многим и многим жизням в разных личностях в различных исторических условиях. Человеческая история есть проявление эволюции человеческих монад в физическом мире. Все люди имеют духовное зерно, но все люди различаются его энергиями и степенью развития Высшего Эго, что зависит от количества и качества их воплощений. Никакие таланты человека не даруются ему просто так, всё зарабатывается в трудных земных жизнях, неравенство людей в их способностях и устремлениях есть результат их собственных усилий в эволюции. При всех этих различиях теософия рассматривает и взаимосвязь указанных противоположностей.

Спутанность понятий о Непостижимом Едином Божестве и Боге-Логосе, о духе, божественной и земной душе человека в христианской философии, а также забвение циклического развития мира, и порождают сомнения относительно закона перевоплощения. Однако отрицание этого закона приводит и к умалению подвига Христа, ибо его величие состоит в том, что Он много раз воплощался на земле и не ради собственного развития, а ради помощи людям. Каждая его жизнь была такой же трудной, как известная нам, ибо Он преодолевал несовершенство всего человеческого рода. Доктрина утверждает, что эволюция на земле совершается благодаря жертве Богочеловека, достигшего ступени развития Логоса, который направляет души в их эволюции и историческом творчестве. Вот те основы, без осознания которых невозможно рационально принять закон перевоплощения, и обратно, непринятие этого закона не позволит строго подойти к понятиям, которые многие христиане повторяют бездумно, не осознавая их действительного смысла.

2. Изучение закона перевоплощения

Нам сказано: «Прошу отнестись к перевоплощениям строго научно. Если Вы можете предложить другую конструкцию мироздания, Мы оставим за Вами место профессора семинарии и обещаем похоронить по первому разряду – ведь Вы собрались действительно умереть в глазах просвещённых» [4].

Изучение закона перевоплощения должно включать в себя следующие направления:

– создание единой науки о человеке, основанной на теософских принципах;

– описание веры в перевоплощения у разных народов, изучение мифов и легенд, содержащих эти представления;

– изучение философских взглядов тех мыслителей, которые принимали этот закон;

– обзор высказываний художников, интуитивно осознававших или сознательно принимавших множественность жизней человека на земле;

– эмпирические исследования учёных.

Замечательные книги Мэнли Холла «Перевоплощение» и Сильвии Крэнстон с Кери Уильямсом «Перевоплощение. Новые горизонты в науке и религии» содержат достаточный материал, который свидетельствует о вере в перевоплощения у разных народов, о рациональном утверждении этого закона религиозными реформаторами и крупнейшими философами, а также об интуитивном принятии этой истины писателями и художниками. Перечислены многие имена крупных личностей всех времён и народов. Кроме того, М. Холлом особо подчёркнуто, что реформаторская деятельность Будды на Востоке и Пифагора на Западе во многом сводилась именно к тому, чтобы утвердить великую истину о перевоплощении и карме среди будущих водителей народов, которую он справедливо называет алмазной истиной.

М. Холл пишет: «Философ обращается к доктрине перевоплощения не под влиянием воспоминаний о событиях прошлой жизни, а по причине фундаментальной рациональности и целостности этого учения... Огромное число людей верит в бессмертие человеческой души, однако большинство из них согласны принимать эту идею, не утруждая себя никакими доказательствами» [5]. Но перед нами встает следующий вопрос, можно ли обосновать данный закон научно, то есть исследовать его проявления в окружающем нас мире, можно ли доказать, что тот или иной конкретный человек жил раньше? Никакие рациональные и эмпирические доказательства не убедят скептика, для тех же, кто носит это знание в сердце своём, но колеблется во внешнем осознании, такие исследования могли бы иметь большое значение. Мало того, такие исследования уже начаты в двадцатом веке и к ним можно отнести следующие направления.

Во-первых, изучение глубинной памяти человека в рамках трансперсональной психологии. С помощью гипноза и других методик человека приводят к изменённым состояниям сознания и обнаруживают присутствие в нём различных знаний, образных картин и переживаний, с которыми он не сталкивался в своей теперешней жизни. Психологи пока различно толкуют накопленные свидетельства, говоря о наличии генетической памяти, коллективного бессознательного и т.д., но существование глубинных пластов в человеческом сознании уже никто не отрицает. Здесь, однако, встаёт серьёзный вопрос об этической правомерности таких исследований, можно ли ради научных целей или даже ради целей врачевания вторгаться в сознание другого человека насильственными способами?

Во-вторых, существует метод исследования прошлых жизней, который называется психометрией. Поскольку этот метод связан с представлениями о том, что память есть способность читать великую Книгу Жизни, записанную на вечных свитках тончайшей материи, то пока он будет отвергнут многими, но именно за ним будущее и в подобного рода исследованиях, и в изучении истории вообще. «Всё, что происходит (или происходило) на этом свете, любое проявление, каким бы скоротечным или незаметным оно ни было, находит своё отражение в скандхической записи человеческой жизни. Никакие, даже самые незначительные, действия, мысли, впечатления и поступки не будут ею упущены. Мы можем полагать, что они не восприняты нашим сознанием, и поэтому не остались в нашей памяти, но, тем не менее, все они фиксируются на скрижалях астрального света. Личная память – это выдумка физиологов. В нашем мозгу есть отделы, которые выполняют только одну функцию приёма и передачи ощущений и впечатлений. Эти отделы предполагаемого «органа памяти» получают и передают все картины и впечатления прошлого, а не являются их хранителями. При определённых обстоятельствах и под влиянием различных факторов эти астральные образы могут мгновенно возникать в сознании (это и называется памятью или воспоминанием), но не сохраняются им» [6]. Скрижали астрального света мог, например, читать великий американский ясновидящий и целитель ХХ века Эдгар Кейси. Он оставил после себя тысячи «чтений жизни», так он называл прошлые жизни людей, обращавшихся к нему за помощью. Во многих случаях они помогли глубже понять причины их психологических проблем и физических недомоганий [7].

В-третьих, известны исследования Яна Стивенсона, профессора психиатрии в медицинском колледже университета Вирджинии [8]. Стивенсон изучал свидетельства детей, помнящих своё прошлое, кроме того, эти свидетельства он тщательно проверял, поскольку ещё были живы люди, среди которых протекала прежняя жизнь воплотившегося ребёнка. Если раньше встречались отдельные сенсационные сообщения о том, что мальчик или девочка, чаще всего в Индии, помнили своё прошлое, то в данном случае было целенаправленно собрано более двух тысяч описаний такой памяти во всех частях земли. При этом учёный замечает, что и на Западе, и на Востоке родители часто не сообщают о связанных с перевоплощениями случаях из-за боязни быть осмеянными или разного рода предрассудков. Это говорит о том, что в современном мире к величайшему закону эволюции человечества по-прежнему относятся скептически, поэтому и Стивенсон избегал шумной известности и был осторожен в своих выводах, подчёркивая, что открыл возможное свидетельство перевоплощения, но не окончательное его доказательство.

Прежде чем перейти к возможности познания прошлых существований методами, раскрытыми нам Е.И. Рерих, мы ещё раз напомним важные теософские основы. Человек есть духовная сущность, воплощающаяся в тело для проявления потенций духовного зерна путём накопления земного опыта. Вечное начало в человеке, духовная искра, обладает всеведением, так как в вечности не существует прошлого и будущего, всё есть вечно длящееся настоящее. Развитие духовного зерна есть его проявление в земных личностях для создания Высшего Эго, Индивидуальности, а в конечном счёте, и богочеловеческой Личности. Воплощаясь на земле во множестве личностей, Высшее Эго пишет свою Книгу Жизней, одновременно развивая способность читать Свитки Акаши, где эти жизни запечатлены. Акаша – материя буддхического плана, хранящая неуничтожимую информацию обо всём, что когда-либо происходило во внешнем мире. Развитая Индивидуальность обладает знанием прошлого и будущего, ибо она, с одной стороны, развернула, а, значит, познала божественный план своей эволюции, содержащийся в духовном зерне; с другой стороны, видя свои прошлые воплощения, знает сложенное в них будущее. Нам говорится, что полное воспоминание наших жизней вернётся в конце всех Семи Кругов на пороге Нирваны, которая ожидает нас после завершения цикла эволюции на определённой планете [9]. «Память о существовании каждой личности действительно сохраняется нетленной в таинственной летописи, и в один прекрасный день – в таком отдалённом будущем, что о нём не стоит сейчас даже задумываться – бессмертная духовная Индивидуальность сможет заглянуть в неё, как бы перелистывая страницы огромной книги жизней, которую она к этому времени напишет» [10]. В день «Будь с нами» каждое Эго должно вспомнить все циклы своих прошлых воплощений за Манвантары. Оно будет зреть эволюцию человечества в целом посредством божественного света, тем не менее, различая в нём поток, который представляет путь развития его «Я». Но даже постижение крохотного отрезка пути нашего Эго на данной стадии его существования важно как для нашего самопознания, так и для познания законов человеческой эволюции вообще.

3. Постижение человеком своих прошлых жизней

Наряду с теоретическим учением об индивидуальной эволюции человека путём многих жизней на земле Водители человечества раскрыли нам некоторые свои прошлые жизни. Е.И. Рерих, упоминая в письмах прошлые жизни Великих Учителей и свои земные существования, делает это не за тем, чтобы удовлетворить любопытство адресатов, но в надежде, что изучение этих жизней раскроет Их выдающуюся роль в эволюции человечества, к тому же укажет нам направление в исследовании прошлых воплощений и других личностей, оказавших влияние на ход человеческой истории. И это будет необыкновенно важным как для научного обоснования закона перевоплощения, так и для становления будущей исторической науки, ибо «бездумны те, кто, размышляя над настоящим, добровольно закрывают глаза на прошлое, оставаясь естественно слепым к будущему» [11].

До нас дошли сейчас и дневниковые записи Е.И. Рерих. Не случайно, а согласно Высшей Воле, мы знаем теперь больше об огненном подвиге Матери Мира, что даёт нам возможность глубже осознать Агни Йогу, Учение о Космическом Огне. Но для нашей темы особенно важно, что в дневниках мы видим, как Урусвати раскрывались её прошлые жизни и каким значимым это знание было для неё. Сперва Учителем ей были названы имена её прошлых личностей, а затем она изучала эти жизни по историческим свидетельствам. Но позже, уже имея опыт постижения прошлого, она самостоятельно узнавала свои жизни по жизнеописаниям, а Учитель только утверждал правильность её интуиций. Кроме того, если исторических источников было недостаточно, ей показывались важные картины из её прошлых жизней, то есть она читала те сокровенные Скрижали, о которых мы говорили выше. Раскрывая прошлые жизни конкретных людей, показывая связи между ними, Е.И. Рерих дала ключ к познанию закона перевоплощения методом, который мы будем называть историческим.

Именно таким способом Иерархия Света будет в будущем раскрывать прошлые жизни тем, кто сможет это знание принять, с пользой применить его и для собственной эволюции, и для помощи другим людям. Это будут, прежде всего, ученики Великих Учителей, связанные с Ними не только на Небе, но нередко и в своих прошлых жизнях, выполнявшие Их поручения раньше и выполняющие теперь. Это будут и те, кто составляет эволюционный авангард человечества, у кого накоплен огромный жизненный опыт и кто внёс определённый вклад в развитие человечества, чьи имена сохранила нам история. Познание прошлого позволит им увидеть достижения и ошибки на пути восхождения, а отсюда, сознательно развивать первые и изживать вторые. Они будут сознательно знать то, о чём интуитивно знали в своих сердцах, и в своём творчестве будут распространять знание о непрерывности жизни среди людей. Если лучшие представители рода человеческого своими жизнями будут утверждать закон перевоплощения, то постепенно все люди примут его необходимость, и Земля преобразится.

В настоящее время для большинства людей завеса над прошлым и будущим раскрывается в момент смерти и рождения, только тогда они видят прожитую и предстоящую жизнь. Каждая душа, воплощаясь, забывает прошлое из-за своей новой плотной оболочки. В физическом теле никто не может сознательно помнить прошлое, подобно тому, как мы помним прошлые годы настоящей жизни. Однако некоторые из нас могут узнать своё прошлое, но что это значит «узнать» и как это сделать?

Знание прошлых жизней раскрывается двумя путями, которые тесно между собой связаны, только в целях анализа мы можем рассматривать их отдельно. На определённой стадии развития земная личность, очистившись от животных элементов и преобразив свои низшие тела, устанавливает всё более тесную связь с Высшим Эго, приобретая тем самым способности памяти прошлых жизней и предвидения будущего. Эти способности относят к области Чувствознания или Духовного Прозрения. Но поскольку ими обладают только редкие люди, то многие остальные отрицают их возможность вообще, отвергая на этом основании и закон перевоплощения. Иеровдохновением, вслед за Е.И. Рерих, мы называем помощь Свыше, когда Иерархия Света помогает человеку узнать своё прошлое. Познание прошлого происходит не только благодаря соединению личности с Высшим Эго, но и благодаря объединению сознания человека с сознанием Отца и Матери его души. Без этой помощи не открываются духовные очи на земле, так как Они не только дают жизнь духовному зерну человека, насыщая его частью своей сущности, но и ведут человека по пути эволюции, помогая возжечь высшие огни в плотном физическом существовании. Только по мере духовного продвижения, установления связи личности с Высшим Эго и с его Небесными Родителями, человек развивает способности познания прошлого и предвидения будущего. Таким образом, знание прошлых существований открывается человеку с помощью его Учителя, но эта помощь приходит только тогда, когда человек готов, когда он сам прилагает определённые усилия, ибо знания даются только тому, кто их жаждет и кто их заслуживает.

Итак, человек в определённый момент своей жизни устремляется узнать своё прошлое, ибо интуитивно начинает осознавать, что именно там содержатся ответы на волнующие его теперь вопросы – кто он, откуда и зачем пришёл на землю, какие уроки он должен выучить, какие ошибки исправить? Само это вопрошание и страстное желание получить ответы на эти и многие другие вопросы не являются случайными. Они свидетельствуют о том, что душа человека пробудилась и способна принять знание о прошлом, которое будет ей во благо. Благодаря усиливающейся связи со своим всевидящим и вечно бодрствующим Эго, человек начинает проникать в высшие миры на границе сна и в снах видит картины своей предыдущей жизни. О том, что это фрагменты его собственной жизни, а не жизни другой, быть может, протекавшей рядом, его информируют чувства, которые нельзя присвоить. Картины несут с собой прожитые когда-то давно радости или горести, они вновь возрождаются в сознании ученика. Но, чтобы осознать смысл получаемых видений, он должен иметь ключ – имя своего прошлого воплощения. Этот ключ и даётся ему Руководителем, который или прямо называет его, или дает различного рода знаки, по ним человек находит искомое. Зная имя своей прошлой личности, человек теперь сознательно ищет исторические о ней свидетельства и обязательно их находит, поскольку именно в этом состоит суть исторического метода познания прошлых существований, открытого нам Е.И. Рерих. Прошлое открывается, как нами уже было сказано выше, тому, кто имеет большие накопления, кто созидал и творил в течение многих веков, кто оставил своё имя в истории. Нужные для познания книги словно сами попадают в руки человека, их притягивает магнит его пробуждённого сердца.

Читая жизнеописания своей прошлой личности, составленные другими, а часто и свои собственные дневники, письма и автобиографии, изучая свои прошлые творения, человек узнает своё прошлое. Соотнося картины сновидений с прочитанным, складывает из полученной мозаики целостную картину прожитой жизни. Изучая написанные в прошлом книги, он обнаруживает, что это его мысли, ибо они и теперь живут в его душе, это его чувства, ибо они до сих пор волнуют его сердце. Человек начинает понимать предназначение своей настоящей жизни, вытекающей из прошлого. Постепенно он научается обращать внимание на вещи давно прошедшие с точки зрения наших представлений о времени. Он хорошо понимает слова о том, что мы окружены прошлым и будущим, только не умеем это видеть, главным образом потому, что сами ограничиваем себя иллюзией одной жизни на земле. Далее человек развивает в себе способность постижения и других своих воплощений, а его Учитель или предваряет его изыскания, называя их имена, или подтверждает его собственные интуиции, возникающие при изучении исторических источников. Человек постигает смысл своей собственной эволюции, а затем и пути окружающих его людей, ибо происходит узнавания и тех, с кем он шёл рядом века.

Нам известен один пример раскрытия прошлой жизни описанным выше способом. Так Анагарика Говинда в своей книге «Путь Белых облаков» говорит, что для него перерождение – не теория, не вера, а личный опыт, и он описывает, как ему раскрылось прошлое [12]. Когда он ещё и не помышлял о подобном знании, но уже приобщился к буддистской философии, ему было сказано имя его прошлой личности. Он забыл его до тех пор, пока не обнаружилось, что книга, над которой он в то время трудился, повторяет во многих местах книгу, написанную когда-то давно указанной ему личностью. Кроме того, он нашёл в ней буквально совпадающие места с тем, о чем писал сам ещё в детстве. После этого, он уже не мог сомневаться в своей причастности к указанной ему личности, ибо как буддист, он знал, что в мире не бывает случайных совпадений, всё имеет свою причину.

4. Научно-исторический метод познания перевоплощений

Выше мы рассмотрели познание своих прошлых жизней отдельным человеком, но этот же метод могут использовать и историки для установления цепи личностей, являющихся воплощением одной Индивидуальности. И как много эти исследования могут дать и для исторической науки, и для научного обоснования закона перевоплощения. Историки получат возможность правильной оценки роли той или другой личности в истории, ибо только знание серий воплощений исторического деятеля, поможет им вскрыть истинные мотивы его деяний; определить «кто есть кто», кто был носителем добра, а кто служил злу. Историки смогут объяснить и установленные ныне преемственность и повторяемость в истории, не придумывая всякие фантастические измышления, типа новой хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского.

Таким образом, пока способность читать Свитки Книги Жизней нам закрыта, мы можем использовать исторический метод познания и самопознания. «Спросите – сколько областей знания может вмещать человек для устранения забот застоя? Конечно, триада областей не отяготит течение мыслей. Этика основ бытия, область прошлых существований и часть наблюдений над элементами видимой природы могут составить неутомительную триаду, очищающую сознание»[13].

Далее мы дадим общее описание исторического метода, с помощью которого можно находить цепь личностей, являющихся воплощениями одной Индивидуальности. Однако нужно подчеркнуть, что этот метод является дополнительным к духовному, так как подтверждает то, что узнаётся с помощью чувствознания. Отсюда им может воспользоваться только призванный к таким исследованиям историк, который не только был свидетелем многих исторических событий, но и обладает достаточной духовной интуицией, чтобы видеть невидимое другим и принять помощь Иерархии Света.

Постижение «записанной» истории, а это цикл, включающий в себя 4320 лет (две эпохи Овна и Рыб), необходимо начать с изучения истории народов и отдельных форм культуры, то есть с изучения результатов жизни и творчества выдающихся людей, реализуя при этом данный нам завет – по плодам узнаете их. Исходя из того, что всё многообразие духовных Эго делится на три типа, можно утверждать следующее. В области философии, религии и науки вносят свой вклад Эго с преобладающим интеллектуальным и разумным началом, они же выполняют и роль просветителей народа, поэтому их можно назвать учителями и из них в будущем могут вырасти Космические Учителя. В области искусства творят Эго с преобладающим чувствующим началом, они работают с формами, энергиями, звуками, цветами. Их можно назвать строителями, так как в будущем из них вырастают Духи Природы, созидающие различные формы Космоса. Над созданием человеческих коллективов трудятся Эго с развитым волевым началом, к ним относятся крупные реформаторы, полководцы и политические лидеры, это водители народов. Изучая научные и философские идеи, направления и стили в искусстве, методы объединения и управления людьми, обращая внимание на их преемственное наследование в культуре, мы можем увидеть вертикальную связь отдельных личностей. Это позволит нам предположить, что эти личности могут являться воплощением одной Индивидуальности. Нам говорится, что каждое Эго ткёт одну полосу сознания в течение определённого цикла, значит, воплощения крупных деятелей истории нужно начинать искать в определённых сферах культуры, философа среди философов, музыканта – среди музыкантов и т.д.. Утверждая мысль об одной полосе сознания, мы не забываем и о том, что значительные воплощения могут сменяться и незначительными, из дворцов мы можем переселяться и в хижины, но наши накопления, по разным причинам не проявленные в какой-то жизни, остаются с нами.

Мы знаем, что на Земле присутствуют и Индивидуальности, достигшие в эволюции гармонического развития трёх начал. Воплощаясь в личностях, они вносят своей вклад в развитие всех областей человеческой деятельности, являясь и водителями, и учёными, и художниками как в разных жизнях, так нередко и в одной, сочетая разные таланты одновременно. Это те, которых человечество называет гениями и великими подвижниками, именно они дают главный импульс развития всем мировым религиям и философским направлениям, именно они вдохновляют и направляют творчество других крупных Эго. К ним принадлежат Великие Учителя человечества во главе с Великим Владыкой и Матерью Мира и их ученики.

Параллельно с изучением идей и способов их воплощения в культуре, необходимо внимательно исследовать жизнеописания выдающихся личностей, оставленные их современниками, или их собственные исповеди, дневники и письма. Чтобы соотнести те или иные личности с определённой Индивидуальностью, нужно увидеть их основные сходства, найти элементы, повторяющиеся в различных жизнях. В мире проявленном ничто никогда не повторяется, каждое событие и явление уникальны, но одновременно, всё повторяется и возвращается на круги своя в общем и типичном. Разбив любое жизнеописание на семилетние периоды, мы можем обнаружить, что у одного и того же Эго значительные события в разных жизнях повторялись примерно в одно и тоже время. Например, переломные моменты в духовной и творческой жизни, важные встречи с людьми, могут приходиться на одно и то же семилетие, что обусловлено и общим законом воплощения, и его частным проявлением для определённой Индивидуальности. Изучая жизни выдающихся деятелей человечества, мы обращаем внимание на периоды их обучения и периоды собственного творчества, на их достижения и ошибки. Находя их следующие воплощения, исследуем, как они развивали свои предыдущие идеи, как пожинали результаты прошлых деяний и искупали кармические долги. Изучая жизнеописания, необходимо обращать особое внимание на отмеченную до нас особую связь данной личности с какой-либо исторической, всё это далеко не случайно. Преемственность между личностями часто означает их принадлежность к одному Эго. Историки философии, к примеру, не раз отмечали преемственность идей у таких философов как Солон, Платон, Сенека, Плотин и т.д., но мало кому приходила в голову мысль о том, что, возможно, всё это – жертвенные жизни одной Великой Индивидуальности.

Далее необходимо обращать пристальное внимание и на ближайшее окружение воплощённого человека. Поскольку человеческие связи складываются многими жизнями, постольку личности, встречаясь, внутренне узнают друг друга и продолжают прерванные отношения и труды. По магнитным связям, сложенным в веках, люди находят друг друга, по ним же и мы можем находить как своё собственное прошлое, так и прошлое наших спутников. Часто группа людей воплощается вместе, поэтому можно предположить, если в прошлом человек сотрудничал с определёнными людьми, то и в будущем его следует искать среди них. Среди окружения человека можно увидеть его духовных братьев, с которыми он был объединён узами любви и преданности, и распознать врагов, которые стремились погубить его. Особо отмечаются жизни, в которых человек и на земле был связан с Великими Учителями Света, так как эти связи являются самыми значительными в его воплощениях.

К внешним признакам, по которым мы можем отождествлять личности одного и того же Высшего Эго, относится, прежде всего, их телесное сходство, которое явно прослеживается в пределах небольших циклов жизни, но, видимо, всё больше нивелируется по мере углубления в прошлое. Исследуя этот вопрос, нужно обращать внимание на родственное окружение, которое часто повторяется из жизни в жизнь, что свидетельствует о прочности родственных связей, а зачастую, и об их бремени, поскольку развитое Эго несёт на себе все несовершенства этого окружения. Однако, благодаря своему прямому потомству, Оно помогает Природе в улучшении человеческих как внешних, так и внутренних тел. Внешнее сходство выявляется тогда, когда личность достаточно созрела и может оказывать влияние на построение своего тела. По сути, развитая личность бессмертна во всех своих телах, ибо после каждой жизни остаются пробуждённые постоянные атомы или энергии, которые при следующих воплощениях как магниты собирают вокруг себя материалы, ранее составлявшие форму. «Оккультизм утверждает, что (а) жизне-атомы нашего Жизненного принципа (Прана), когда человек умирает, никогда не погибают окончательно. Что те атомы, которые больше всего насыщены Жизненным Принципом, независимым, вечным, сознательным фактором, частично передаются от отца к сыну через наследственность и ещё раз частично привлекаются вместе и становятся оживляющим принципом нового тела при каждом новом воплощении Монады. Ибо (б) как Индивидуальная Душа всегда одна и та же, так и атомы низших принципов (тела, его астрала или жизненного проводника и т.д.), привлекаются по сродству и кармическому закону всегда к той же самой индивидуальности на протяжении целого ряда различных тел» [14]. Таким образом, низшие принципы распадаются, но их элементы вновь притягиваются в следующем воплощении, а новые формы строятся по одним и тем же первообразам, что и проявляется во внешнем сходстве личностей одного и того же Эго. Точнее нужно говорить даже не о сходстве, а об узнаваемости, в разных ликах просматривается один и тот же тип. Для неразвитых Эго большое влияние на внешний облик оказывает наследственность, человек будет более походить на своих родителей, чем на своё прошлое воплощение.

Далее следует сказать о значении имени человека, которое помогает отыскать связанную с ним в прошлом личность. Всё в мире имеет внутреннюю сущность, идею или имя, и внешнюю форму её проявления. Каждая Индивидуальность имеет своё сокровенное Имя, выражающее в сочетании и звучании определённых элементов-энергий её уникальную сущность. При проявлении в различных личностях это Имя варьируется, на протяжении определённого цикла часто воспроизводится в тождественных или сходных человеческих именах; например, повторяются те же буквы, но переставляются, используются одинаковые слоги, но в разных сочетаниях и т.д. Обычно воплощающаяся Индивидуальность или те, кто ею руководят, внушают это имя родителям, которые сразу решают, как назвать будущего человека. Раньше имена привязывались к датам рождения человека и давались по разным календарям. Это тоже не является случайным, ибо вся жизнь человек отображена на его астрологической карте, выражающей как смысл и задачи его воплощения, так и сроки совершения тех или иных событий. Когда мы овладеем астрологической наукой древних, то сможем находить прошлые воплощения человека по его натальным картам. Итак, что в имени тебе моём!? «Очень часто в нём содержится больше, чем способен понять непосвящённый и может объяснить ученый мистик… Карлейль писал, что «в именах есть многое, почти всё. Если бы я смог раскрыть влияние имён, которые являются наиболее важными из всех покровов, я был бы вторым великим Трисмегистом» [15].

Последним внешним фактором, дающим нам возможность отыскать прошлые следы той или иной Индивидуальности, является место рождения человека, которое также не случайно и которое отображено и в гороскопе человека, и в его имени. Развитое Эго, принимая цикл воплощений, кармически связывается не только с определённым родом, но и с определённой культурой. Место, в котором разворачивается та или иная культура, насыщается энергиями этих Эго, оно оплодотворяется и одухотворяется ими. Этот факт отмечен в названиях отдельных городов и государств, которые созвучны именах тех личностей, которые в них или рождались, или жили, или завершали своё воплощение. Недаром древние нередко называли свои города именами Богов, ибо Боги в данном случае являлись теми высочайшими сущностями, которые создают планы на Небесах, а потом воплощают их на земле.

И чтобы наши слова об историческом методе познания прошлых жизней не были голословными, мы в качестве примера приведём один из результатов наших исследований. Николай Кузанский (1401–1464), Николай Коперник (1473–1543), Иоганн Кеплер (1571–1630), Исаак Ньютон (1642–1727) являются воплощениями одной Индивидуальности. Читатель же, серьёзно восприняв сказанное нами выше, может сам проверить правдивость наших утверждений, ибо жизнь и деятельность этих выдающихся личностей широко известна. Е.И. Рерих сказала, что когда-нибудь люди узнают, кому они обязаны всем своим продвижениям, но прежде они должны узнать, что таких подвижников очень мало, ибо многие выдающиеся личности являются воплощениями немногих Индивидуальностей, которых, как нам сказано, не больше сотни. Именно они, быстро воплощаясь из века в век, являются двигателями человеческой истории.




Итак, познание закона перевоплощения вернёт Богу справедливость, а людям надежду, ибо они будут знать, что жизнь непрерывна, её задача в совершенствовании и познании, и нет врождённого превосходства одних людей над другими, всё зарабатывается собственными усилиями. Закон перевоплощения снимет тайну и страх смерти, но появится величайшая ответственность перед жизнью и её глубиной, ибо на Земле совершается высочайшая мистерия становления Богочеловечества, и только здесь в трудных условиях плотной материи мы растим белые крылья мудрости. «Если победа останётся за теософией и её всеобъемлющая философия прочно укоренится в умах и сердцах людей, а её учения о перевоплощении и карме – иными словами, о Надежде и Ответственности – станут определяющими факторами в жизни последующих поколений, то заря нового дня, дня радости и счастья, действительно воссияет для всех страждущих и отверженных... А если нет, то разразится буря, и наша самодовольная западная цивилизация и вся её просвещённость утонут в море ужаса, какого до сих пор не знала история» [16].

В завершении важного исторического цикла совершился Приход Великого Владыки и Великой Матери нашего Космоса, Они открыли себя миру, показали трудности эволюционного пути на Земле. Они раскрыли для всех страждущих знание, которое со времён Атлантиды было скрыто от непосвящённых. Всё дело в том, примем ли мы Их дары, вспомним ли мы нашу связь с Иерархией Света и наших братьев, идущих рядом с нами по пылающей Земле!?

Доклад на международной научной конференции «Творческое наследие семьи Рерихов. Культура как синтез науки, религии и искусства» Санкт-Петербург, 14–15 февраля 2014 г.

Литература

  1. Агни Йога. Надземное. 163.
  2. Агни Йога. Аум. 535.
  3. Мень А. Магия. Оккультизм. Христианство. М.1996. С.118–148.
  4. Агни Йога. Озарение. 5. 13.
  5. Холл М. П. Перевоплощение. М.2001. С.138.
  6. Блаватская Е. П. Скрижали кармы. М. 1995. С.475.
  7. Кейси Э. Великий ясновидящий Эдгар Кейси об Атлантиде. М. 2003.
  8. Крэнстон С., Уильямс. К. Перевоплощение. Новые горизонты. 2001.С.69–138.
  9. Письма Махатм. Самара.1993. С.458.
  10. Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. М. 1997. С.136.
  11. Письма Махатм. Самара.1993. С.10.
  12. Анагарика Говинда. Путь белых облаков. М. 1997. С.219–226.
  13. Агни Йога. Знаки Агни-Йоги. 133.
  14. Блаватская Е. П. Тайная Дкотрина.Т.2.Ч.2. Минск.1994. С.288.
  15. Блаватская Е. П. Скрижали Кармы. М. 1995. С. 294.
  16. Блаватская Е. П. Новый цикл. М. 2001. С.193.

Источник: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5744


RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика