МОНГОЛИЯ СОКРОВЕННАЯ

А.М. Шустова, кандидат философских наук

1

Образ Монголии прежде всего ассоциируется с завоеваниями Чингисхана и его потомков, созданием империи, охватывающей огромную часть Евразии. Страна, населённая, как считали многие, дикими народами, смогла произвести колоссальные исторические сдвиги, изменив геополитическую картину мира.

Несмотря на то, что эпоха чингизидов давно прошла, Монголия по-прежнему является загадкой для исследователей. Поражают её необычность и притягательность. И те, кто отважился изучать эту страну, и те, кто попал туда волей судеб, отмечают большие контрасты буквально во всех сторонах жизни. Монголия — это страна скалистых гор и обширных степей, выжженных солнцем пустынь и могучих хвойных лесов, страна безводья и прекрасных озёр, страна лютых морозов, ужасных ветров и бурь, испепеляющей жары и сухого целебного климата, насыщенного оздоровляющим электричеством. Родина чумы, сибирской язвы и оспы, но и горячих источников, лекарственных растений и многообразных минералов. Страна «магнитных бурь, ложных солнц и крестовидных лун»[1]. Монголия — это обитель грозных завоевателей и миролюбивых народов, пристанище разбойников и место домов гостеприимных хозяев, земля монахов, учёных лам, знаменитых врачевателей, пророков и одновременно — злых колдунов и чёрных магов. Монголия — это колыбель таинственных сказаний и легенд, страна великой письменной культуры, где книга почитается как божество и называется греческим словом «ном». Земля, богатая всевозможными природными ресурсами, но мало чего производящая и испытывающая нужду чуть ли не во всём. Страна, стремящаяся приобщиться к достижениям современного мира, и страна, большинство населения которой и по сей день продолжает жить устоями патриархального быта так же, как жили их предки и сто, и двести, и более лет назад. Даже в том, что огромную территорию Монголии, равную почти половине площади Западной Европы, населяет всего 2,6 миллиона человек, можно различить всё ту же контрастность.

Монголия представляется как страна огромных потенциальных сил. Все её контрасты, словно разноимённые полюса магнита, создают колоссальное напряжение, невообразимую мощность, запечатанную до поры до времени. Н.К.Рерих справедливо сравнивал Монголию с «неотпитой чашей». В своём очерке «Монголия» он замечал: «Когда-то приходилось писать о неотпитой чаше. Такая же неотпитая, но сокрытая чаша и сейчас находится перед нами. В разных областях жизни каждому приходилось встречаться с некоторыми особо сокрытыми обстоятельствами. Иногда невозможно понять, случайно ли сокрыты возможности. Впрочем, случая вообще не бывает. Значит, бывает сокрытым нечто в каких-то больших планах»[2]. В записях Е.И. Рерих также уделяется много места Монголии как стране, значение которой велико в переустройствах Новой эпохи. Ещё до получения Рерихами Камня, чудесного аэролита, и отправления их в Центральноазиатскую экспедицию в 1923 году Елена Ивановна записала слова Учителя: «Помни, Монголия имеет значение»[3]. Что же подразумевали Рерихи, упоминая Монголию, и в чём же, действительно, её значение? Что позволяет стране, затерянной на просторах Центральной Азии, выходить на авансцену истории и какая внутренняя сила помогает ей в этом? И каких сокровищ продолжает быть хранительницей эта таинственная земля?

Монголия занимает значительную часть центральноазиатского региона. Своё название она получила от монголов, или мангалов, как ещё в Средние века называли народности, населявшие центральноазиатские степи. Ареал расселения монгольских народов далеко превосходит государственные границы современной Монголии. Он простирается также на земли России, Казахстана, Киргизии, Китая. Проживающие в России калмыки и буряты имеют с монголами единые корни. Тюркоязычные народы — такие, как алтайцы, тувинцы, хакасы, киргизы, близки к монголам своим историческим прошлым. Интересно, что исторически возникли такие многозначные сочетания, как Бурят-Монголия, Внешняя Монголия, Внутренняя Монголия, причём все они относятся к разным странам. Этот факт можно расценивать и так: понятие Монголии гораздо шире некоего государственного образования. Поэтому Монголию можно рассматривать и как государство с современными границами, и как определённую культурно-историческую общность или сферу сознания, носителями которого являются все монгольские и близкие им народы, в том числе и давно ушедшие из истории, проживающие или проживавшие на огромной территории Центральной Азии. Более того, происхождение тибетцев от народностей, населявших район озера Кукунор, общее и для предков монголов, а также их многовековые контакты и соседнее проживание с монголами, позволяет и их считать близкими по сознанию к монголам. В силу этого область от Алтая до Гималаев можно рассматривать в едином культурно-историческом контексте. Единым для этого региона является и эзотерический контекст.

Район озера Лобнор. Фрагмент карты маршрутно-глазомерной съёмки центральноазиатских экспедиций Н.М.Пржевальского 1876-1877 и 1879-1880г.

Монголия — понятие не только географическое, политическое или социально-экономическое, но и, согласно Эзотерическому Учению, важное с точки зрения генезиса человеческих рас, антропогенезиса. С середины XIX века внимание сокровенной истории, как это было и много веков, и много тысячелетий назад, снова становится сосредоточенным на центре Азии. Не случайно сюда с этого времени стали устремляться научные экспедиции. Издревле по центрально- азиатским землям проходили торговые караваны, дипломатические и духовные миссии. В XIII веке западноевропейские послы посетили Каракорум, ставку наследников Чингисхана. В этом же столетии совершил своё путешествие в Центральную Азию венецианский купец Марко Поло (1250-1323). Все они оставили после себя описания своих странствий — весьма ценный материал для научного изучения. Несмотря на это, длительное время сердце Азии продолжало оставаться для науки «белым пятном», вплоть до конца XIX века, когда интерес к этим землям пробудился с невероятной силой. Целая плеяда выдающихся путешественников, большинство из которых русские (П.П.Семёнов-Тян-Шанский (1827-1914), Н.М.Пржевальский (1839-1888), М.В.Певцов (1843-1902), В.И.Роборовский (1856-1910), П.К.Козлов (1863-1935), Г.Н.Потанин (1835-1920), Г.Е. Грумм-Гржимайло (1860-1936), В.А.Обручев (1863-1956) и др.), устремилась к открытию неизвестных земель — внутренних районов самой большой на земле части света, к нанесению их на карту, делая более доступными для широкого исследования. Вся многотрудная деятельность этих путешественников, зачастую на грани подвига, должна рассматриваться как часть большой миссии открытия или приоткрытия Центра Азии для мира. В орбиту сознания, прежде всего научного, был вовлечён огромный новый материал. Центральноазиатские экспедиции конца XIX – начала XX веков стали также важным звеном и в цепи процессов, связанных с эволюцией человечества. И поход Рерихов в Центральную Азию, несомненно, стоит в единой линии преемственности всех центральноазиатских экспедиций, но задачи его были гораздо шире и значительнее.

2

В настоящее время Центральная Азия — это суровая, малопроходимая местность, неприспособленная для развития на ней значительных очагов цивилизации. Для географии эзотерического характера — это священная земля, сокровенный Центр Евразии.

Идея Центра во всех древних системах знаний занимает значительное место. Символика Центра многогранна, но главное то, что Центр — это начало, точка первопричины, или исходная точка всех вещей. От Центра как проекции Первопринципа, через его проявления происходит всё остальное. Точно так же, как Центр является точкой начала, исхода, он является и точкой конца, завершения. Здесь мы имеем как бы две взаимодополняющие фазы, из которых первую можно уподобить центробежному движению, а вторую — центростремительному. Эти фазы хорошо иллюстрирует процесс дыхания. Но Центр — это не только начало и конец проявления, но ещё и середина, олицетворённая точкой прекращения центробежного и одновременного начала центростремительного движения.

Эзотерическое Учение, многие положения которого изложены в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской, указывает, что Центральная Азия является священным центром для нескольких эволюционных циклов планеты. Важным является Цикл Пятой Коренной Расы, называемой в Эзотерическом Учении Арийской. Значительны также малые циклы развития каждой из подрас Коренной Расы. Причём, все циклы, как большие, так и малые, связаны не только с теми или иными процессами непосредственно в самом человечестве, но и с геологическими изменениями Земли, а также с соответствующими космическими влияниями.

Точно так же, как мы говорим о Коренных Расах, мы можем говорить о Коренных землях, которые не подвержены существенным катаклизмам в течение больших геологических периодов. Центральная Азия принадлежит к одной из Коренных земель, так как их в Цикле Коренной Расы может быть несколько. Более того, Эзотерическая Доктрина содержит знания, что Центральная Азия с областью пустынь Шамо и Гоби была местом рождения физического человечества планеты, то есть существовала с самого первоначала человеческой жизни данной Манвантары, и она — та земля, которая войдёт в состав материков и будущих Шестой и Седьмой Коренных Рас. Одним из свидетельств древности пустыни Гоби является обнаружение здесь многочисленных останков динозавров, возраст которых учёные оценивают в 60-70 млн. лет. Центральная Азия считается местом, куда бежали и где укрылись — как от власти падших и вырождающихся атлантов, представителей Четвёртой Коренной Расы, отпавших от пути Света и Добра, так и от надвигающихся катаклизмов, — народы, ставшие впоследствии прародителями новой Пятой Коренной Расы. «Здесь зародились совершенно новые расы; здесь они жили и умерли до разделения народов»[4]. Эти люди имели жёлтый цвет кожи и огромный рост. Именно они являлись теми, кто, с одной стороны, дал начало новой Арийской расе, с другой стороны, являлся отдалённейшим предком современных монголов, китайцев и других древних народностей. Благодаря своим Наставникам и Учителям первые арийцы получили «эстафетную палочку» знаний и культуры от Посвящённых Четвёртой Расы. Они наследовали такие науки, как физика, астрономия, геология, минералогия, а также алхимия, наука о скрытых свойствах драгоценных камней и металлов, метеорография, метеорология и др. Они изучали Вимана Видию — науку воздухоплавания. С помощью этих наук были созданы крупные очаги цивилизации в Центральной Азии. Таким образом, сердце Азии праисторических времён — также и центр науки и культуры. Именно отсюда вследствие центробежного импульса, закономерного в эволюции рас, стали расселяться народы Арийской Расы. Центральная Азия — истинная Ариаварта — священная обитель ариев. Истоки величайших культур древности, каковыми были культуры Индии, отчасти Египта, Персии, Халдеи, Вавилона, Израиля, а также кельтов, получили своё развитие благодаря духовным токам, исходящим из такого Центра, каким является Центр Азии. Конечно, нужно учитывать особенности каждого региона, куда направлялись лучи первоначального импульса.

Пятая Раса разделилась на подрасы, а те, в свою очередь, на подподрасы и т.д., создавая сложную картину как человеческих типов, так и общественных образований, государств, культур. Но, разделившись на огромное количество звеньев, тем не менее, в каждом из этих звеньев, несмотря на их, может быть, колоссальное внешнее отличие друг от друга, содержалось нечто общее, сближающее их и указывающее на то, что все эти ветви произошли от одного ствола. Это общее прослеживается как в сфере языка, так и мысли. Поэтому под разными символами и аллегориями священные учения древних народов скрывают одну и ту же универсальную истину.

Достигнув апогея разделения и пройдя «серединную точку», направление духовного импульса меняет свой знак, становясь из центробежного центростремительным. Что касается Центральной Азии, то, точно так же, как она когда-то неоднократно в соответствии с большими и малыми расовыми циклами становилась источником мощного потока народов, она должна стать и собирателем эволюционного опыта этих циклов.

Озеро Кукунор. Фрагмент карты маршрутно-глазомерной съёмки центральноазиатской экспедиции Н.М.Пржевальского 1879-1880 г.

Согласно Тайной Доктрине, в настоящее время происходит завершение Цикла Пятой Коренной Расы. В Учении Живой Этики говорится о важности текущего периода времени как рубежа расовых циклов. Даётся также импульс новой Шестой Коренной Расе человечества. В этой ситуации возрастает и значение опыта предыдущей, Пятой Коренной Расы. В соответствии с этим Центральная Азия в священной географии и истории земель снова становится крупным эволюционным центром. Поэтому Рерихи так много внимания уделяли Азии. Елена Ивановна писала: «Сердце планеты бьётся в Азии. Счастлива русская страна принадлежать к этой части света. Спешно созидается новый общий дом»[5].

Пространству «от Алтая до Гималаев» суждено было стать родиной союза Азии, который Учителем называется и «Священным Союзом Азии»[6], и «Штатами Азии»[7]. Идея собирания народов должна была воплотиться через великое азиатское объединение. «Прекрасно значение Азии — колыбели мира. Средина Мира Света Истины урочно возносится на спасение человечества»[8]. В преддверии Новой эпохи в эволюционное строительство вовлечены очень высокие духи — Учителя человечества, а также их представители на Земле, каковыми являлись Рерихи и ещё ряд сотрудников, связанных общей кармой. Именно они ещё в начале расового цикла потрудились здесь на ниве эволюции. Теперь же в завершении Цикла Пятой Коренной Расы и в преддверии Цикла Шестой Коренной Расы они также взяли на себя труд новых эволюционных построений.

3

Из отрывочных записей Е.И.Рерих на эту тему можно приблизительно реконструировать картину жизни в центре Азии в далёкие времена.

В центральноазиатском районе озёр Лобнор и Кукунор, там, где сейчас простираются пустыни Шамо и Гоби, некогда раскинулась плоскогорная страна Готл. Столица этой древней страны именовалась Гота. Климат в стране Готл был не таким суровым, каким он является сейчас в этих местах. Реки, множество озёр и внутреннее море, расположенное там, где в настоящее время находится пустыня Гоби, давали достаточно воды обитателям этой страны. В долинах рек, а также по берегам озёр, росли леса. Было достаточно плодородной земли, чтобы заниматься земледелием. Культура страны Готл была высока. «Мудрый порядок доставил стране закон религии, возглавленный Женским Началом. Нить, струна и змий составляли священную связь. Нить представляла очаг, струна — воззвание к Богу и змий — знание. Луч мог проникать до основания храма через отверстие в полуконической кровле. Круг был положен в основание построек. Храм Солнца, храм Луны, храм Змия. Женщины носили подобие змей, переплетая косы пластинками священных металлов. Конечно, размеры храмов были велики. Древний Вавилон мог дать понятие о размерах. Можно представить, как разнообразны были металлы. Начертания производились на металле, имея вид клинописи»[9].

В истории Готл выдающейся фигурой являлся Чумурдар Щагий. Именно он стал предводителем переселяющихся из Центральной Азии народов. Он повёл их в новые земли, когда из-за опустынивания земель стало трудно, как раньше, заниматься земледелием в этих районах. Осёдлые племена вынуждены были становиться кочевыми. В Музее Братства Учителей человечества в «галереях движений народов»[10] хранится документ на этот счёт — написанный на коже в районе озера Лобнор так называемый «Уговор Щагия с Коганом Срединного царства Уллугов»[11]. Щагию удалось дойти до Чёрного моря. Земли недалеко от Хорасана в Персии стали одним из прибежищ для ушедших народов Шамо и Гоби.

Значение этого доисторического эпизода простирается и на эпоху нынешнюю. В 1924 году, накануне Центральноазиатской экспедиции Рерихов, Владыка указывает: «Именно теперь надо вспомнить это, когда стираются границы и начинают легко ступать путники. И замыкаются круги жизни и, как разлетевшийся пух, снова соединяются вихрем в белое облако»[12]. В этом же контексте и следующая фраза Владыки: «Когда было решено вернуть центр мира Азии, нужно было осветить основание пропавших государств. Немудро строить будущее, не имея возможности знать прошлое»[13]. В связи с необходимостью освещения истории древних государств в Центральной Азии Юрию Николаевичу Рериху неоднократно, сначала в 1927 году, затем и в 1929 году, уже в рамках исследовательской программы Института «Урусвати», среди других работ, таких как «Калачакра», «История Таши-лам», «Расцвет Тибета и падение», а также изучения Пуран и «Трипитаки» было поручено в первую очередь написание работы «Ушедшие племена Шамо и Гоби»[14]. Сколь важна эта тема для современного человечества, говорит и тот факт, что одна из Сестёр Братства также занималась ушедшими племенами Шамо и Гоби. Она даже приняла имя одного из народов Гоби — Атлу[15]. Народ Атлу заселял территорию севернее озера Кукунор.

Пещера Дуньхуана

Женой хана Щагия была Урукай, монгольское воплощение Е.И. Рерих. «Урусвати говорила по-монгольски. Урусвати говорила на языке Щагия»[16]. Учитель обращается к Е.И.Рерих: «Урусвати, помни свой народ — монголов. Туда направлен круг начертаний»[17]. Принципы религии народа Щагия строились на почитании Женского начала. В древности жёны правителей были облечены высокими религиозными обязанностями. Поэтому естественно предположить, что Урукай участвовала в религиозных мистериях, которые проходили под знаком Ориона. «Урусвати Орион знает, когда была в Монголии. Да — со времён Щагия любила это созвездие. Лучшие лучи тогда шли над пустынею»[18].

Орион является космической родиной священного Камня, чудесного аэролита, посланного на Землю во времена Атлантиды. Урукай могла быть и жрицей этого Камня, и вместе со Щагием являться сокровенной водительницей народов, передвигающихся на просторах Центральной Азии. В Легенде о Камне записано: «У дыхания степей и у хрустальных звонов гор, дух Камня указует путь знамени. Водит чудо народ — лучей Ориона. У длинных Ютсаков и Каракорум Нор. Учителю надо повести коней. У Уюб Нор. Явление ожидается»[19]. В этой же легенде упоминаются и центральноазиатские озёра Лобнор и Кукунор, важные центры расселения древних племён. «Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую. Сокровище в ней — дар Ориона. Пламя Носящий, помни Лобнор и раскинь шатры. Кукунор — конь спешит»[20].

Бодхисаттва. Дуньхуан

Древнее передвижение народов, занимавших Центральную Азию, происходило не по прихоти их повелителей, и даже воздействие изменившихся климатических условий не было главным. Это передвижение — веха процесса эволюции рас, в котором были задействованы космические условия (лучи Ориона) и усилия Учителей человечества (предводители народов были связаны с Братством). Кроме Щагия, в качестве народных водителей в Центральной Азии в дневниках Е.И.Рерих упоминаются Учителя Аллал-Минг и Мория.

4

Какие ещё свидетельства имеются о доисторическом периоде Центральной Азии? Е.П.Блаватская упоминает территорию Центральной Азии и, в частности, Гоби как одну из колыбелей современного человечества. Основываясь на записях Книги Дзиан, она пишет, что там, «где сейчас встречаются солёные озёра и безлюдные и бесплодные пустыни, находилось обширное внутреннее море»[21], и на этом море существовал священный остров, на котором обитали остатки Четвёртой Коренной Расы, причём море покрывало пустыню Гоби неоднократно. В последний раз оно разлилось там во времена потопления Посейдониса, одного из островов Атлантиды, около 12 тысяч лет назад. Ужасные катаклизмы, разрушившие последнюю часть материка Атлантиды, геологически и климатически изменили и территорию Центральной Азии. Свидетельствами пребывания в Центральной Азии древних представителей Четвёртой Коренной Расы, которые были великанами gо сравнению с нарождающимися расами, являются построенные ими гигантские статуи, в частности, Бамианской долины.

Область Гоби была очагом высокой культуры древних народов. Об этом говорится и в материалах «чтений» удивительного провидца XX века Эдгара Кейси (1877-1945). В записях, касающихся последних времён Атлантиды, в частности, периода разрушения острова Посейдонис и массового переселения атлантов в Египет за 11-10 тысяч лет до н.э., упоминается о контактах между Египтом и Гоби. В страну фараонов наряду с прибывающими с запада с остатков гибнущего материка атлантами приходили и свежие расовые силы с востока. Это были монголы, а также персы, индийцы и другие народы Азии. А из Египта люди отправлялись в Азию. Связи между египетским и центральноазиатским культурно-историческими и религиозными центрами были достаточно прочными и хорошо налаженными. Так, в страну Гоби специально готовились посланники с определенными миссиями[22].

Эд. Кейси указывает на проблему объединения «учения атлантов, египтян (как их называли бы сегодня), индийцев, индокитайцев, людей монголоидной и арийской рас»[23]. Именно в это время в Египте проводились большие внутренние переустройства: шло согласование религиозных и эзотерических учений различных стран, в Храме Жертвы осуществлялись процедуры очищения и совершенствования расы. В одном из «чтений» Эд.Кейси записано: «...на египетской земле в период преобразований <...> были приняты духовные учения страны Гоби и страны Сайд»[24].

Как и в Древнем Египте, в стране Гоби существовали величественные храмы. Эд.Кэйси упоминает о некоторых индивидуальностях, бывших служителями древних храмов Гоби. «...На земле Гоби... сущность была жрицей в Золотом Храме, который будет найден в результате раскопок»[25]. «...На земле Монголии и Гоби... сущность была одной из принцесс, и её изваяние из чистого золота можно обнаружить в Золотом Храме»[26].

О сокровищах Гоби упоминает и Е.П.Блаватская. «Но нет другой местности, — пишет она, — не исключая даже Перу, о которой ходило бы так много преданий, как о пустыне Гоби. В независимой Татарии (Монголии. — А.Ш.), если сообщения верны, эти перемещающиеся под завывающим ветром пески покрывают богатейшие империи, какие когда-либо видел мир. Говорят, что под поверхностью пустыни лежат такие богатства, заключающиеся в золоте, ювелирных изделиях, скульптуре, оружии, сосудах и во всём, что относится к человеческой роскоши и изящным искусствам, каковыми ни одна из ныне существующих столиц христианского мира не обладает. Гонимые ужасающим ветром гобийские пески регулярно движутся с востока на запад. Временами некоторые из этих сокровищ обнажаются, но ни один туземец не осмеливается прикоснуться к ним, ибо вся эта область под запретом мощных чар — смерть была бы наказанием. Бахти — уродливые, но верные гномы, охраняют сокрытые сокровища доисторических народов, дожидаясь того дня, когда вращение циклических периодов снова раскроет людям их историю в назидание человечеству»[27].

И в настоящее время можно услышать от жителей Гоби легенду о Золотом Коне, который замурован в массивной горе, одиноко возвышающейся над поверхностью пустыни. Приближается время, когда эта гора падёт, и Золотой Конь освободится из своего длительного каменного плена. Монголы верят, что это время не за горами. И не знак ли освобождения Золотого Коня — совсем недавно обнаруженное в Гоби месторождение золота, которое находят лежащим открыто на поверхности земли.

Что касается психологического воздействия Гоби, то оно, без преувеличения, огромно. Несмотря на суровость и бесплодность пустыни, она оставляет ощущение пространства, наполненного жизнью. Здесь, как нигде громко, звучат так называемые «шёпоты пустыни». Многие путешественники отмечают, что в Гоби можно услышать различные звуки — шорохи, стуки, звуки текущей воды, удары барабана, различные голоса, пение и музыку. Если сюда ещё прибавить удивительные миражи, невообразимые краски закатов и восходов, длящихся необычайно долго, небесные всполохи, крупные звёзды на ночном небе, то действительно Гоби можно считать уникальным местом на Земле по своему воздействию на психику человека.

Будда в одной из пещер Чэн-фу-дуна. Рисунок, сделанный В.И.Роборовским во время центральноазиатской экспедиции Н.М.Пржевальского 1879-1880 г.

Вот как описывает свои впечатления от пустыни Ю.Н.Рерих в книге «По тропам Срединной Азии»: «Как волшебны рассвет и закат в пустыне! Внезапно тени заката вспыхивают тёмно-фиолетовым, и огромная равнина светится фиолетовым сиянием. Через несколько секунд большая часть интенсивного блеска и цветов блекнет и обширное пространство пустыни погружается в фиолетовую темноту. На удивительно тёмном небе Центральной Азии появляются звёзды. При исключительной сухости атмосферы они кажутся необычайно яркими, подобными тысячам ламп, горящих вокруг невидимого алтаря. К одиннадцати часам восходит луна и освещает своим мягким голубоватым светом пустыню — мёртвое сердце Азии, покрытое мрачным чёрным камнем»[28].

Конечно же, не нужно забывать и о разрушительных силах пустыни: палящем зное в отсутствии воды, песчаных бурях, лютых морозах, обжигающих ветрах.

5

Пески Гоби и Шамо, области озёр Кукунор и Лобнор, оазисы рек Тарима, Черчена, Яркенда, Кара-Каша, Турфанская низменность — все эти пустынные в настоящее время местности были центрами цивилизации в Центральной Азии. Многочисленны легенды и сказания о древних городах и древних героях у местных народов, а также их рассказы о том, что они часто находили медные и золотые монеты, слитки серебра, алмазы, бирюзу, различные предметы быта, разбитые куски не только фарфора, но и стекла. Находили и человеческие кости, иногда больших размеров. Николай Михайлович Пржевальский, путешествуя по этим территориям, сталкивался с многочисленными свидетельствами существования ныне засыпанных песками городов. Так, он нанёс на карты местоположения развалин нескольких старых городов в долине реки Черчен, включая город Лоб на озере Лобнор. и обследовал древний пещерный город недалеко от оазиса Сачжеу (современный Шачжоу). Несмотря на неоднократно бушевавших в этих районах дунган, приверженцев ислама, разрушавших священные изображения богов чужой религии, Пржевальскому и его спутникам предстала удивительная картина. В месте, которое китайцы называли Чэн-фу-дун (Цяньфодун), что значит «тысяча пещер», располагался огромный комплекс разнообразных пещер — настоящий город. Ряды пещер тянулись на протяжении версты, многие из пещер были многоэтажными. Почти все пещеры содержали статуи божеств, как считалось, будд, ибо здесь находился буддийский монастырь. Некоторые статуи представляли божества в лежачем положении, некоторые изображали женские божества. Однако там были и «изображения разных героев, часто с ужасными, зверскими лицами. В руках они держат мечи, змей и т. п.; в одной из пещер такой герой сидит на слоне, другой — на баснословном звере. Кроме того, в одной из пещер поставлена большая каменная плита, вся исписанная по-китайски; вверху её и по сторонам видны какие-то крупные надписи, непонятные для китайцев <...>. При больших пещерах, а иногда и при малых, висят большие чугунные колокола; внутри же находятся особые барабаны»[29]. Пржевальский также отмечает необычную психологическую атмосферу этих пещер.

О развалинах двух грандиозных городов, найденных Н.М.Пржевальским вблизи оазиса Черчена, упоминает и Е.П.Блаватская. Она указывает на местные традиции, по которым следует, что древнейший из них был уничтожен 3000 лет тому назад героем-великаном, другой же в X веке н.э. — монголами.

Теме цветущих и богатых городов древней Центральной Азии Е.П.Блаватская уделяет много внимания. «Оазис Черчен, например, расположенный на 4000 футов выше уровня реки Черчен-Дарья, окружён во всех направлениях развалинами архаических городов и поселений. Там около 3000 человеческих существ являются остатками около сотни вымерших народов и рас, самые наименования которых сейчас неизвестны нашим этнологам. Антрополог был бы более, нежели затруднён классификацией, делением и подразделением их, тем более, что соответствующие потомки всех этих допотопных рас и племён сами так же мало знают о своих предках, как если бы они свалились с луны»[30]. О том, как жили архаические люди и какими они были, сейчас почти невозможно сделать никаких выводов, опираясь только на реалии жизни племён, населяющих теперь эти земли. Наблюдая высокое мастерство, с которым были сооружены такие памятники, каковыми являются, например, огромные статуи будд, находящиеся на их землях, современные жители обнаруживают явный культурный упадок. Потомки древних легендарных народов, несомые эволюционной волной, расселились повсюду далеко вокруг Центра Азии.

В музеях Алтая можно найти экспонаты, указывающие, что в очень далёкие времена на Алтае жили люди высокого роста, намного выше наших современников, люди с вытянутыми назад черепами, какие встречались у некоторых фараонов Древнего Египта. Вообще, проблема единства культуры древних Алтая и Египта — это целая тема отдельного исследования. Изучением древних народов Алтая занимался наряду с другими исследователями и Г.Д.Гребенщиков. Георгий Дмитриевич известен не только как писатель, просветитель, строитель русской деревни Чураевки в Америке, сотрудник Н.К.Рериха, но и как этнограф. Ещё в 1910 году Гребенщиков исследовал долину алтайской реки Убы и написал этнографический рассказ «Река Уба и убинские люди». Его перу принадлежит и серия этнографических очерков «В уголках Алтая».

В книге «Моя Сибирь»[31] Гребенщиков пишет о белокурой расе, населявшей когда-то давно районы Алтая и Центральной Азии. Это были люди с зелёными (голубыми) глазами и рыжими (белокурыми) волосами, форма их черепа была удлинённой. Г.Д.Гребенщиков приводит названия народностей этих людей: усуни, хагясы, дин-лины, бома. По преданию, человек из племени дин-линов основал китайскую династию Хань в III веке до н.э. Как утверждает Гребенщиков, потомками дин-линов и бома можно считать славянские и скандинавские народы. Дин-линов отличал независимый характер, воинская смелость и мужество. В религиозном отношении у них был распространён культ героев и почитание природы. Племена белокурой расы переселились далеко от центра Азии, своей родины — в Забайкалье, в долину реки Селенги, в Монголию и южные окраины Гоби, в Тибет, дошли до Гималаев и Индокитая.

Будда. Гандхара. II в.

В этой связи можно указать на ещё один интересный факт. Некоторые фараоны и жрецы Древнего Египта также имели голубые глаза и белокурые волосы. Имеются исследования, упоминающие о переселении в Египет в древнейший период народностей с кавказского региона. Ещё одно упоминание о существовании белокурых людей в Египте можно найти в «чтениях» Эд.Кейси. Он описывает внешность некоторых египтян за 10 500 лет до н.э. Действительно, многие из них имели голубые или серые глаза и светлые волосы, хотя традиционно считается, что большинство египтян — это смуглые, темноволосые люди с карими глазами. Имеется информация, «что на стене гробницы между Сфинксом и Пирамидой в Гизе изображена женщина с жёлтыми волосами. Цвет её волос удивил археологов. В Египетском музее города Каира есть небольшая деревянная статуэтка человека с голубыми глазами, а также несколько других (раскрашенных) статуэток людей, у которых глаза серо-голубого цвета»[32].

6

О том, что в Центральной Азии существовала не просто цивилизация, а обширнейшая цивилизация на протяжении большого исторического периода, пишет Е.П.Блаватская. «Гигантская и несокрушимая стена гор, окаймляющая плоскогорье Тибета, от верхнего течения реки Хуанхэ вниз к холмам Каракорума, была свидетельницей цивилизации на протяжении тысячелетий и могла бы поведать человечеству странные тайны. Восточная и центральная часть этих областей — Нань-шань и Алтын-таг — в далёкие времена были покрыты городами, которые могли прекрасно соревновать с Вавилоном. Целый геологический период пронёсся над страною с тех пор, как эти города окончили своё существование, как это свидетельствуют барханы движущихся песков, и бесплодная и ныне мёртвая почва обширнейших, центральных равнин бассейна Тарима»[33].

Е.П.Блаватская справедливо замечает, что такая грандиозная цивилизация невозможна «без литературы в какой-либо форме, без летописей или хроник»[34]. Далее она пишет, что во всех крупных и богатых монастырях, каковыми являлись монастыри Центральной Азии, имеются подземные храмы и пещерные библиотеки, высеченные в скалах. «За пределами западного Цайдама, в одиноких проходах Гунь-луня, имеются несколько подобных скрытых хранилищ. Вдоль хребта Алтын-таг <...> подземные галереи и помещения <...> содержат коллекцию книг, число которых <...> слишком велико, чтобы поместиться даже в Британском Музее»[35]. Естественно, такое огромное количество манускриптов свидетельствует о высочайшем уровне древних цивилизаций. Также постройка таких удивительных хранилищ основана на хорошем знании сокровенных наук.

Преемственность древних знаний невозможна без сохранения вещественных свидетельств давно минувших эпох. В записях Е. И. Рерих неоднократно говорится о подземном Музее Братства Учителей человечества. «Нарастание галерей музея основано на принципе практичности сохранения. Заложен музей в очень древнюю эпоху. Подземелье храма углублено в гранитном массиве. Имя первого устроителя известно. Он заложил основание наподобие египетских пирамид. Русло древнего потока среди базальтовых наслоений дало возможность опустить значительно низ галерей. Там сосредоточены первые формы, перенесённые с Гималаев. Формы первых творений, которые хранились в пещерах»[36]. Е.И.Рерих были показаны галереи Музея Братства. Они расположены на разных этажах в зависимости от древности эпохи в истории человечества, экспонаты которой представлены в этих галереях. Упоминается о 25 этажах этого грандиозного хранилища свидетельств эволюции рас. Все экспонаты сохраняются на протяжении многих тысячелетий благодаря специальным защитным газам, которыми наполнены галереи музея. При посещении Е. И. Рерих этого Музея Учителем специально было заострено её внимание на эпохе древних цивилизаций в Центральной Азии и показаны удивительные постройки Шамо и Гоби — «не фантом астрального нагромождения, но целое звено великой культуры»[37]. О сокрытых реликвиях древнего мира сказано и в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской: «...сохранившиеся предания дают нам право доверять <...> легендарным традициям, засвидетельствованным учённейшими и образованнейшими уроженцами Индии и Монголии, говорящим об обширнейших библиотеках, возвращённых песками вместе с различными реликвиями древнего магического знания, которые все были сокрыты в безопасности»[38].

Каменная черепаха на месте легендарного Каракорума (Монголия)

Центральная Азия является родиной не только древних народов, создателей могучих цивилизаций, но и родиной Великих Откровений. Среди книжных реликтов есть одна удивительная книга, такая древняя, что ничего невозможно сказать относительно состава вещества материала, на котором она написана. О ней говорится в «Разоблачённой Изиде»[39]. Уникальность её подчёркивается и в «Тайной Доктрине»: «...книга эта была записана на Сензарском языке — тайном священном языке — со слов Божественных существ, продиктовавших её Сынам Света в Центральной Азии, при самом начале нашей Пятой Расы»[40]. Она описывает космическую эволюцию до создания Земли и физического человека, а также эволюцию рас от Первой Коренной Расы до Пятой. Именно она стала источником многотомной эзотерической литературы и сокровенных писаний египтян, халдеев, евреев, китайцев, индийцев. Вместе с переселяющимися под воздействием эволюционных импульсов из Центральной Азии народами Пятой Расы распространялось и Сокровенное Учение — Провозвестие Пятой Расы. Первоначальное учение преобразовывалось под воздействием конкретных условий новой среды, приобретая другие формы. Часто специфика определённого народа затемняла первоначальные истины. «Таким образом, каждый народ получил, в свою очередь, несколько указанных истин, под обликом его местного или особого символизма, которые развивались с течением времени в более или менее философские культы»[41]. Однако рекорды Главной Доктрины были сохранены. Именно на них и помощь Учителей опиралась Е.П.Блаватская, работая над томами «Тайной Доктрины». И, как она указывает, Станцы Книги Дзиан, раскрывающей основные принципы Сокровенной Доктрины, «являются рекордами народа, неизвестного этнологии»[42]. И, скорее всего, этот народ являлся жителем Центральной Азии.

Когда Пятой Коренной Расой была достигнута срединная точка её Цикла Жизни, а также когда пятитысячелетний период Кали-Юги заканчивался, именно в этот важный момент для Пятой, а также и для будущей, Рас, Е.П.Блаватская и обнародовала «Тайную Доктрину», являющуюся не чем иным, как Доктриной единой первоначальной Мудрости. Одновременно с завершением цикла Пятой Коренной Расы подходит время начала собирания духов Шестой Коренной Расы. В силу этого было дано Новое Учение — Учение Живой Этики, которое, как и вся многогранная деятельность Рерихов, было призвано пробудить широкие преобразовательные процессы в сознании человечества, стать важным фактором в эволюции Рас. И «Тайная Доктрина», и Живая Этика тесно связываются с Центральной Азией.

7

Закономерно, что Центральная Азия становится для Рерихов ключевым понятием их теорий, а экспедиция в эту часть земного шара — необходимым пунктом их планов. Поход Рерихов в Центральную Азию надо рассматривать как миссию огромного значения. Не стала ли эта экспедиция очерчиванием сокровенных земель, столь важных для эволюции будущего, восстановлением магнитов прошлого? А пронесение Камня по территориям, население которых давно утратило эволюционный накал, а местности превратились в страшные пустыни, не является ли знаком их грядущего возрождения? Тем более, что Камень бывал здесь уже неоднократно. С началом каждого эволюционного импульса, исходящего из Центральной Азии, он возвращался на Восток, чтобы снова покинуть его ради Запада. Теперь же Камень с Запада возвращался на Восток. «Сокровище с Запада возвращается. По горам зажигаются огни радостей. Посмотрите на дорогу — идут носящие Камень. На ковчеге знаки Майтрейи»[43]. «Время настаёт, сроки исполнятся. Рок сужденный записан, когда с Запада добровольно Камень придёт. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденных носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!»[44]. «Урусвати скажет — иду в вотчину, ибо, правда, Урукай владела этими землями»[45].

Как известно, Камень был получен Рерихами 6 октября 1923 года в Париже, накануне их отъезда в Индию, куда и отбыл вместе с ними. Далее Камень пропутешествовал с Рерихами по маршруту Центральноазиатской экспедиции. Жрицей, Камень Носящей, была Елена Ивановна, Урусвати, как, по всей вероятности, и тысячелетия назад царица Урукай. «Шествие Камня по границам земель подобно шествию древних магнитов около городов и государств. Путь считайте от Индии, от мест Будды. Урусвати, широк путь на Алтай, явленный как дорога священная из Индии»[46]. И снова лучи Ориона вспыхнули с новой силой. «Новая страна пойдёт навстречу Семи Звёздам под знаком Трёх Звёзд, пославших Камень миру»[47].

Состоящая из 108 ступ стена буддийского монастыря Эрдэни Дзу

Путём Центральноазиатской экспедиции проходил и Будда. Повторяя его путь, Рерихи восстанавливали преемственность истинного учения Будды, которое связывалось с землями Центральной Азии. В своё время такие города на пути Центральноазиатской экспедиции как Шринагар, Хотан, Яркенд, Кашгар, Аксу, Куча, Урумчи, занятые сейчас исламским населением, были крупными центрами буддизма. По преданию, Алтай и Забайкалье посещались Буддой. Ладак, Монголия и Тибет — традиционно буддийские земли. Более того, Туркестан, Афганистан, Пакистан также принадлежали к районам распространения буддизма. Название города Бухара происходит от слова «вихара», которым буддийские монахи называли свой монастырь.

Территория Средней Азии, Афганистана и Пакистана стала родиной культуры Гандхары, давшей удивительные образцы буддийского искусства, особенно в период Кушанского царства в I-IV веках н. э. Не случайно культуре кушан, ставшей значительной вехой в истории Центральной Азии и в развитии буддизма махаяны, Ю.Н.Рерих уделил большое внимание в своём труде «История Средней Азии». В этой связи нельзя не упомянуть так называемую «тохарскую проблему», вплотную прилегающую к вопросам этнологии кушан. Многочисленные племена тохаров проживали на большой территории Центральной Азии, от Памира до Тибета, в течение более чем тысячелетия, со II века до н.э. до IX века н.э., хотя появление их должно быть перенесено на более древнее время.

Династия кушан происходит от древних тохаров, с которыми Ю.Н.Рерих отождествляет племя юе-чжей, известных из китайских письменных источников. Занимаясь проблемой происхождения и областей расселения этих племён, Ю.Н.Рерих замечает, что «Монгольская степь (это название употребляется в современном географическом значении) знала эпоху главенства племени юе-чжи»[48]. Центры культуры древних народов, расположенные по берегам озёр Лобнор и Кукунор, становятся культурными центрами и тохаров. Город Куча — древняя их столица. Китайские легенды повествуют о тохарском царе Почане (или Пасседване), который улетел из города на драконе, унеся все свои сокровища. Не о нём ли сказано в Легенде о Камне? «Пусть сто ступеней Китая привет пошлют "Огонь Носящему". Но Пасседваи Камень уносит»[49]. Таким образом, легендарный тохарский повелитель становится и героем тайной истории Азии.

Зелёная Тара Монгольский скульптор Занабазар (1635-1724)

Тохарские племена стали преемниками традиций ещё более древних, чем они сами, высококультурных народов Центральной Азии. Стремительный расцвет буддийской культуры в бассейнах рек Тарим и Яркенд, в Турфанской низменности, в оазисе Хами и районе озера Лобнор был достигнут благодаря усилиям тохаров. Всё это является свидетельством того, что тохары, как народ, как малое звено в эволюции рас, занимали важное положение как в истории Центральной Азии, так и в истории развития сокровенного учения через буддизм махаяны. Вот они — ушедшие племена Шамо и Гоби. Таким образом, изучая вопросы тохарской истории и культуры, Ю.Н.Рерих как раз и выполнял поручение Учителя — исследовать ушедшие племена Шамо и Гоби.

В пользу того, что тохары являются наследниками знаний более древних народов и их преемниками в смысле эволюции рас, свидетельствует и следующая запись Е.И.Рерих: «Души ушедших тохаров очень дружно говорят о готском происхождении. <...> Можете лучше знать, чем Пелио, о счастливых обитателях Тунхуанга»[50]. Здесь речь идет о профессоре Поле Пеллио, известном исследователе тохарской проблемы, который недалеко от Тунь-хуана, или Дуньхуана, в том самом «городе тысячи пещер», который посетил Н.М. Пржевальский, обнаружил огромную библиотеку, содержащую и тохарские источники. Таким образом, народности страны Готл являются предками тохаров, существовавших ещё в X веке н.э. Роды же Готл, как и Атл, являлись священными хранителями знаний Шамбалы со времён Атлантиды. Тохары, в свою очередь, дали происхождение и другим народам Центральной Азии. Духовная ниточка культуры тохаров перешла к уйгурам, которые в своё время передали культурную эстафету и монголам времён Чингисхана.

В кардинальное время для человечества — 20-30 годы XX века — во время больших сдвигов в существующей расе Рерихами были актуализированы важнейшие принципы эволюционного развития всего человечества, представленные в Учении Будды. Древние буддийские святыни Центральной Азии, можно сказать, были возрождены как терафимы для будущего. А будущее связывалось с именем Майтрейи и эпохой Шамбалы. Знамя Шамбалы было одним из важнейших и необходимейших атрибутов Центральноазиатской экспедиции Рерихов. «Когда шествие с Изображением Шамбалы пойдёт по землям Будды и вернётся к Первоисточнику, тогда наступит время произнесения священного слова Шамбала»[51]. «Обойдёт знамя Шамбалы срединные земли Благословенного»[52]. В сокровенном аспекте Центральноазиатская экспедиция становится священной мистерией посвящения в Новую эпоху — Эру Шамбалы.

8

Монголия выступает как представитель всех центральноазиатских народов и становится во главе всех преобразовательных процессов в Азии. Учитель Рерихов указывает, что монголы, несмотря на ужасные условия существования, сохранили самое важное — чистоту духа, чего больше не могут обнаружить другие этносы Центральной Азии. В силу этого монголы становились способными выразить сокровенные чаяния всех азиатских народов. Именно Монголию Махатма Мория называет своей вотчиной[53]. Об этом сделала запись Е.И.Рерих в 1923 году. Во время же Центральноазиатской экспедиции 6 мая 1926 года она записывает: «Скоро можно будет назвать центр А[зии] во[тчиной] М.»[54]. Монголия и Центральная Азия отождествляются в свете новых построений. В сокровенном смысле Монголия приобретает и новое географическое звучание. «Учитель сидит за столом, на котором лежит карта Монголии. Учитель видит, как границы Монголии стремятся на юг и на запад»[55].

Таким образом, значение Монголии переоценить невозможно. Глубинные, эзотерические накопления духа в Монголии относят её к мудрости Великих Учителей человечества Пятой Расы и первым цивилизациям в пустыне Гоби. Поэтому попытка создания огромной империи, управляемой императором-буддистом, четвёртым преемником Чингисхана, Хубилаем (1260-1294), является звеном в большой цепи исторических преобразований. Действительно, великая страница монгольской истории связана с именем Чингисхана (1155-1227). Знаменитый потомок рода Борджигинов — неслучайная фигура в истории. Походы монгольских племён под его водительством — также закономерная веха в передвижении народов Центральной Азии. И сам Чингисхан принадлежит по праву к плеяде замечательный народных водителей Азии.

Неправомерно расхожее утверждение о глубоком варварстве монгольских племён. Через контакты с другими народами Азии монголы XII—XIII веков получали знания о внешнем мире. От уйгуров, тесно соприкасавшихся с тохарами в древности, они познакомились с буддизмом и манихейством, которое являлось в VIII веке господствующей религией в Уйгурском царстве. Среди монголов были и христиане — известно, что два монгольских племени, кераиты и онгуты, являлись несторианами. Ю.Н.Рерих отмечает, что средневековая легенда о царстве пресвитера Иоанна как раз связана с ними и их предводителем, титул которого — Ван-хан. Таким образом, монголы времён Чингисхана - отнюдь не дикий народ с примитивной культурой, а наследник культурно-исторического прошлого народов Центральной Азии. Это духовное наследие позволило им услышать зов истории и, как в древности, пробудить великое национальное движение. Его результатом стало создание великой монгольской империи со столицей в Каракоруме в долине реки Орхон.

Нечто мистическое существует как в названии этого города, так и в истории его создания. Н.К.Рерих интерпретировал название Каракорум, как «Чёрный трон»[56]. Каракорум повторяется в географических названиях Центральной Азии, по крайней мере, три раза, — это и горный перевал, и пустыня, и, наконец, столица Монгольской империи. Надо отметить, что вообще для Азии характерно повторение одних и тех же названий. Этот рефрен — своеобразный ритм, указывающий на некую общность, единую смысловую ноту, важную для всех тех мест, с которыми связывается рассматриваемое понятие.

История возникновения Каракорума связана с видением прекрасного города, пригрезившегося Чингисхану в одном из его раздумий. Монгольская столица, несомненно, - воплощение идеального города, уже существовавшего на сокровенных картах мира. Чингисхан, объединяя различные народы Азии, не только лишь монгольские племена, под крышей общего дома — огромной страны, — выступает как великий деятель эволюции. Поэтому Ю.Н.Рерих называет его «монгольским Прометеем, ибо он — тот, кто принёс огонь на землю и научил людей пользоваться им. В сборниках молитв древнего монгольского культа огня его часто называют «носителем огня», а его род, род Борджигинов, часто именуют «хранителями тайны огня»[57]. Кстати, всех Борджигинов отличали зелёные или синеватые глаза и светлые с рыжиной волосы. Е.И.Рерих в своих записях отмечает уникальную роль Чингисхана в истории. «Как Наполеон для Запада, так Чингисхан для Востока совершенно нужны как столбы-громоотводы. Не только схима удлиняет жизнь планеты, но и воитель Неба Голубого нужен как устой построения»[58].

Не было ли образование Монгольской империи со столицей в Каракоруме одной из ступеней плана великого объединения Азии с построением удивительного града, города древних пророчеств, который у Рерихов получает название Звенигорода, и должен быть построен на русском Алтае? Каким-то образом пустыня Каракорум, хранящая под своими песками следы древних цивилизаций, столица Чингисхана с одноименным названием и Звенигород соединяются в единую историческую линию. Н.К.Рерих по пути в Хотан во время Центральноазиатской экспедиции делает интересную запись: «Около Каракорума чуете какую-то непонятную работу гигантов. Не здесь ли готовили построения грядущего?»[59]. И значение самого слова «Каракорум» — Чёрный трон — видится связанным со священной историей Центральной Азии. И напрашивается ассоциация с названием «Трон Соломона», который носят многочисленные горы в Азии. Трон — как седалище Великого Сокровенного Владыки, кара — чёрный — связывается с черной Гоби, давшей импульс для развития цивилизации Пятой Коренной Расы.

Майтрейя. Монгольский скульптор Занабазар (1635-1724)

Сила Каракорума продолжает воздействовать на людей и сейчас. На Алтае по Чуйскому тракту стоит легендарная гора Барбыган, в седловине которой путникам случалось видеть волшебный город — древние стены, золочёные башни, голубые маковки церквей и многогранники минаретов. Видел этот город поэт Н.А.Заболоцкий, отбывавший в 1944 году ссылку на Алтае. Впечатления были настолько сильны, что образ золотого Каракорума он описал в 1958 году в своей поэме «Рубрук в Монголии». Речь идёт о голландском монахе Вильгельме Рубруке, который в XIII веке посетил Каракорум и оставил описание монгольской столицы.

9

В 1264 году столица Монгольской империи была перенесена из Каракорума в Тату, то есть Пекин. А там, где когда-то стояли ханские дворцы, сохраняя духовную преемственность места, в 1586 году возникло новое построение — первый в Монголии буддийский монастырь Эрдэни Дзу, насчитывающий в конце XIX века более трёх тысяч лам. Вместе с окрестным населением, а около крупных монастырей всегда селится мирское население и возникает торговля, Эрдэни Дзу представлял из себя настоящий город — центр ламаизма в Монголии.

Учение Цзонхавы, как ещё замечал Н.М.Пржевальский, пустило глубокие корни в Монголии. Тибетская форма буддизма сблизила Монголию с Тибетом не только в религиозном смысле, но и с позиций объединения Азии. Связи монголов с тибетцами были хорошо налажены через религиозные и торговые контакты. И в Монголии, и в Тибете хорошо понимают реальность значения таких священных понятий, как понятие Шамбалы, её великих Владык и в особенности Владыки Майтрейи — Будды грядущей Новой эпохи. О сокровенной связи Монголии с Шамбалой говорит тот факт, что в конце XIX века её Владыка посетил монгольские монастыри Эрдэни Дзу и Нарабанчи. Об этом известно во многих местах Центральной Азии, а также в Индии. Рерихи также неоднократно указывали на это важное событие. Н.К.Рерих специально написал очерк под названием «Держатели»[60], собрав предания о посещении Учителями Монголии. Монголы свято чтут повествования о прохождении по их земле священных Держателей и отмечали места их пути субурганами или обо, специальными пирамидками из камней. Их примеру последовали и Рерихи, когда построили субурган в Шарагольджи, как раз в месте проезда Учителя за сорок лет до их стояния там в 1927 году. Учитель сообщает Е. И. Рерих: «Однажды Мой друг останавливался около нашей стоянки, там, где будет субурган. У Него была маленькая палатка и двое спутников. Оба знали, кто едет, и считали за вестника Далай-ламы. Это было около сорока лет тому назад»[61].

Посещение Монголии Учителями незадолго до появления там Рерихов говорит о подготовке этой земли к какой-то особой миссии. Из намагниченного пространства возникает образ Третьего похода монголов. Эта тема сквозной нитью проходит у троих Рерихов. В 1925 году Н.К.Рерих в дневнике «Алтай — Гималаи» записывает лаконичную фразу: «Три похода монголов»[62]. Почти тогда же Е.И.Рерих упоминает о видении новых стен Каракорума[63] и делает запись, что «Каракорум не пустыней будет»[64]. В обращении к Таши-ламе, с которым планировали встретиться Рерихи, имеются следующие слова: «Меч Будды пылает, и время Майтрейи пришло. Помни третье шествие монголов под знаменем Шамбалы»[65]. В 1929 году Ю.Н.Рерих в своей статье «Монголия. Путь Завоевателей» делает многозначительное заключение: «Говоря о Монголии, мы всегда должны помнить, что современная Монголия — это прямой потомок ряда великих народов и племён, пожертвовавших собой ради создания обширных империй, и что судьба её — это путь Завоевателей»[66].

Храм Майтрейи в Урге. Разрушен в 30-е годы XX в.

Рерихи не были первыми, кто заговорил об уникальной роли Монголии в мировой истории. Еще Е.П.Блаватская обратила внимание, что область монголо-тибетской территории и в особенности пустыни Гоби оккультно охраняется от нежелательных вторжений. Она записала пророчество — «Согласно местным преданиям, гробница Чингисхана всё ещё существует у озера Табасун-нор. В ней, как бы уснув, лежит монгольский Александр. По истечении трёх с лишним веков он проснётся и снова поведёт свой народ к новым победам и новой жатве славы»[67]. Если ещё учесть все панмонголистские мысли философов и писателей XIX-XX веков, то справедливо можно сделать вывод о невероятной силе идейной намагниченности вокруг Монголии, что не могло не иметь следствий и в картине конкретных исторических событий, как в самой Монголии, так и во всей Центральной Азии. Но исторические события — лишь часть больших эволюционных сдвигов, направленных на преобразования в Коренных расах человечества. Рерихи, направляемые и поддерживаемые Учителями, становятся во главе этой эволюционной работы, может быть, уже в третий раз, исполняя как бы единую миссию на различных ступенях эволюционных циклов. «Третий поход монголов» можно рассматривать как символическое обозначение начала новых национальных движений в Азии, наступления Новой эпохи и утверждения нового расового цикла. И под монголами можно понимать всю цепь народов Азии с доисторических до современных эпох.

10

Атрибутами Великого движения в Азии, как и тысячелетия, и столетия назад, всегда были священный Камень и Чаша Будды, созданная на заре времён и принадлежащая не только Владыке Гаутаме, но и до Него — другим Владыкам Братства. Камень олицетворял связь с Космосом, все новые преобразования происходили под лучами Ориона. Чаша Будды — как символ распространения истинного учения Владыки Будды, которое не противоречит исконным постулатам всех истинных учений, начиная с глубокой древности. Более того, сказано, что «Учение Будды совершенно сходится с учением Христа»[68]. Именно разрушение буддизма в Азии привело к быстрому распространению пустынь в некогда цветущих землях. Чаша Будды долгое время находилась в Центральной Азии, а затем из района озера Лобнор в 1934 году была перенесена в Наггар, где усилиями Рерихов создавался новый духовный центр. Пронесение Камня по землям Центральной Азии и действия Рерихов по возрождению на них истинного Учения Будды были направлены также и на то, чтобы вернуть утерянные для цивилизации ныне пустынные районы сердца Азии. «Довольно отдохнули пустыни Азии, пора на работу»[69].

Азия вновь должна стать гостеприимным домом для народов нового расового цикла. Духовные силы Монголии устремлены на эволюционное строительство. Наряду с Монголией в новом эволюционном процессе занимает важную роль и Россия, причём, акцент смещается с её запада на её восток. В записях Е.И.Рерих появляется понятие «Российской Азии», или «Россазии». «Это имя державы, данное России от Сергия [Радонежского]»[70]. Специально утверждается, что это будет, прежде всего, с точки зрения эволюции, совершенно новое образование. И, естественно, оно охватывает все заповеданные для будущего земли. «Российская Азия — не прежняя Россия. Каковы её границы? Явление Азии без Индии»[71]. Имеется в виду без Южной Индии.

Смысл понятия «Россазия» надо искать в глубинах сокровенной истории Азии. Происхождение корня «росс» — очень древнее, гораздо древнее самой России. Этот корень, также как и корни «готл», «атл», «мор», «уру» и др. семантически относятся к мудрым представителям человеческого рода, призванным хранить и передавать наследие древних Учителей человечества.

Монголия и Россия от самых древнейших времён находились в едином потоке сокровенной истории и судьбы их переплетены тесным образом. В особенности это было подтверждено духовным подвигом Александра Ярославича Невского, который в 1251 году прибыл в монгольский Каракорум и не только заключил союз Руси и Орды, но и стал приёмным сыном хана Батыя, внука Чингисхана. Став, таким образом, членом дома чингизидов, он наследовал и их славу, славу великих водителей Азии. Этим он и помог России, дав ей решить свои внутренние проблемы. Так Русская земля в XI-XIII веках представляла из себя единую расовую единицу — суперэтнос. Князь Александр Невский стал родоначальником традиций сближения и союза с народами Азии, которые основывались на национальной и религиозной терпимости. Это дало возможность России в последующие века, вплоть до настоящего времени, устанавливать дружеские, общинные отношения с восточными народами.

В XX веке революционный поток событий с новой силой объединил Монголию и Россию. Очень много схожего можно увидеть в том, как развивалась новая история в двух этих странах, будто существовал единый ключ в повороте всех событий. И это действительно так. Мысль Учителей увязывала и Монголию, и Россию в едином плане. Ещё раньше «Письма Махатм московским коммунистам», данного в 1925 году и провозглашающего Великое Единение Азии, составляется «Слово к монголам», говорящее о новом предназначении сокрытого в связи с особыми обстоятельствами сокровища Монголии — духовного наследия священной истории большого расового цикла. «По вашей земле прошли великие вожди и посланные Благословенным. На вашей земле скрыты священные бурханы и самая святая чаша ждёт достойный срок. Молитвами святых Учителей сохранены места старых станов; и не сравнены с землёю основания священных монастырей. Молитвами заложены в земле металлы и саги. Кто подымет священную чашу и вложит в неё соль земли, тому дано сказать: "Монголия, живи в богатстве!" От заката огни горят, поспешайте прославить Благословенное Учение. Луч мощи осветил становища ваши. Х[утухта] великой М[онголии] придёт и упрочит наследие народа. Сказанное верно так же, как говорю из-за самой высокой горы»[72].

Интерьер Храма Майтрейи (Урга)

Теперь становится отчасти понятным, о какой «неотпитой чаше» писал Н.К. Рерих в очерке «Монголия». Чаша Монголии уподобляется самой Чаше Будды, которая была скрыта многие века на монгольской земле и является священным символом обновления человечества. Поэтому и Россия, причастная к сокровенной истории всей Центральной Азии и славе великих монгольских народных водителей, закономерно выступает строителем нового общего дома народов Азии. Поэтому и возведение на русском Алтае, вплотную примыкающем к землям Монголии, Звенигорода, обновлённого Каракорума Новой эпохи, мыслится как оправданная ступень в больших планах эволюции земного человечества.

Москва—Улан-Батор

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.К.Рерих. Алтай - Гималаи. М„ Сфера, 1999. С. 379.
  2. Н.К.Рерих. Листы дневника. Т.1. М., МЦР, 1999. С. 415-416.
  3. Высокий путь. М., Сфера, 2002. С.186.
  4. Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина. Т. 2. Рига, Угунс, Репринт, 1991. С. 532.
  5. Высокий Путь. Ч. 1. М, Сфера, 2002. С. 329.
  6. Там же. С. 222. 7
  7. Там же. С. 519.
  8. Откровение. М, Сфера, 2002 С. 240.
  9. Откровение. М., Сфера, 2002. С. 168.
  10. Там же. С. 168.
  11. Там же. С. 168.
  12. Откровение. М., 2002. С. 168—169.
  13. Там же. С. 159-160.
  14. Высокий Путь. Ч.2. М., Сфера., 2002. С 10.
  15. Откровение. М., Сфера.,. 2002. С.159.
  16. Высокий Путь. Ч.1. М., Сфера., 2002. С. 219.
  17. Там же. С. 219.
  18. Там же. С. 211.
  19. Ж.Сент-Илер. Криптограммы Востока. М., МЦР., 1992. С. 68-69.
  20. Там же. С. 68.
  21. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 2. Рига., Угунс., Репринт., 1991. С. 276.
  22. Эд.Кейси об Атлантиде. «Дельфис» №2 (30), 2002. С. 75.
  23. Там же. С 77.
  24. Там же. С. 79.
  25. Эд.Кейси об Атлантиде. «Дельфис» №3(31), 2002. С. 76.
  26. Там же. С 77.
  27. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М.-Минск, Сфера-Лотаць, 2000. С. 620.
  28. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара, Агни, 1994. С. 199.
  29. Пржевальский Н.М. Из Зайсана через Хами в Тибет. М., Географгиз, 1948. С. 92
  30. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. Рига, Угунс, Репринт, 1991. С. 18-19.
  31. Гребенщиков Г.Д. Моя Сибирь. Барнаул, Изд-во Алт. Ун-та, 2002.
  32. Эд. Кейси об Атлантиде. «Дельфис» N23(31), 2002. С. 77.
  33. Блаватская Е.П.. Тайная Доктрина. Т.1. Рига, Угунс, Репринт, 1991. С. 18.
  34. Там же. С. 18.
  35. Там же. С. 9.
  36. Откровение. М., Сфера, 2002. С. 167.
  37. Высокий Путь. Ч. 1. М., Сфера, 2002. С. 270.
  38. Блаватская ЕЛ. Тайная Доктрина. Т. 1. Рига, Угунс, Репринт, 1991. С. 19—20.
  39. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М.-Минск, Сфера-Лотаць, 2000. С. 49.
  40. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. Рига, Угунс, Репринт, 1991. С. 29.
  41. Там же. С. 23.
  42. Там же. С. 23.
  43. Ж.Сент-Илер. Криптограммы Востока. М„ МЦР, 1992. С. 72.
  44. Там же. С. 70.
  45. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.. МЦР, 2000. С. 113.
  46. Высокий Путь. Ч. 1. М., Сфера, 2002. С. 463.
  47. Ж.Сент-Илер. Криптограммы Востока. М., МЦР, 1992. С. 70.
  48. Рерих Ю.Н. Тохарская проблема. В кн. «Тибет и Центральная Азия». Самара, Агни, 1999. С. 128.
  49. Ж.Сент-Илер. Криптограммы Востока. М.. МЦР, 1992. С. 68.
  50. Высокий Путь. Ч. 1. М„ Сфера, 2002. С. 48-49.
  51. Ж.Сент-Илер. Криптограммы Востока. М., МЦР, 1992. С. 73.
  52. Там же. С. 74.
  53. Высокий Путь. Ч. 1. М., МЦР, 2002. С. 213.
  54. Там же. С. 474.
  55. Там же. С.468—469
  56. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М.. Сфера. 1999. С. 144.
  57. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Самара, Агни, 1999. С. 302.
  58. Откровение. М., Сфера, 2002. С. 416.
  59. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., Сфера, 1999. С. 158.
  60. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М„ МЦР, 1999. С. 321-324.
  61. Высокий Путь. Ч. 1. М., Сфера, 2002. С. 526.
  62. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., Сфера, 1999. С. 171.
  63. Высокий Путь. Ч. 1. М„ Сфера, 2002. С. 431.
  64. Откровение. М., Сфера, 2002. С 182.
  65. Высокий Путь. Ч. 1. М., Сфера, 2002. С. 462.
  66. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Самара, Агни, 1999. С. 315.
  67. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. М-Минск, Сфера-Лотаць, 2000. С. 620.
  68. Откровение. М., Сфера, 2002. С. 186.
  69. Высокий Путь. Ч. 2. М„ Сфера, 2002. С. 381.
  70. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., МЦР, 1999. С. 97.
  71. Высокий путь. Ч. 2. М., Сфера, 2002. С. 354.
  72. Откровение. М., Сфера, 2002. С. 195.

Источник: «Дельфис» N33 (1/2003)
http://www.delphis.ru/journal/article/mongoliya-sokrovennaya


RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика