КОСМОГОНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В «РАЗОБЛАЧЕННОЙ ИЗИДЕ» Е.П.БЛАВАТСКОЙ (от мифологии к метанауке)

«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасаются к ней. <…> Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о новых учениях, если истина одна. Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания». ( Братство, 188 )

Космогонические аспекты в «Разоблаченной Изиде» Е.П.Блаватской

Введение

«Разоблаченная Изида» Елены Петровны Блаватской – одно из самых сложных ее произведений. Не вполне ясно само название книги. Что значит «разоблаченная»? В русском языке это определительное имеет некий негативный смысл: разоблачать – значит, уличать в чем-то. Возможно, Елена Петровна хотела подчеркнуть, что книга разоблачает многие устаревшие догмы. Но главный смыл определительного, думается, в другом. Изида символизирует Мудрость, Истину. Н.Уранов считал, что в этом контексте «Изида есть Красота оккультного Знания» [2, C. 440] и в то же время «Любовь к Знанию» [там же, С. 441]. Но чтобы познать Истину, надо снять с нее покровы. Разоблаченная Изида – это Истина, Это Красота оккультного знания, с которого сняты покровы, и которое предстоит перед нами в своем подлинном свете.

В книге В.П.Желиховской «Е.П.Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В.П.Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву», посвященной защите своей сестры, В.П.Желиховская пишет, что Елена Петровна считала эту первую свою книгу написанной сбивчиво и неясно [3, I]. Действительно, читать книгу не просто. Затрагивается очень много самых разнообразных вопросов, самых различных тем; переход от одной темы к другой не всегда происходит в ясной логической последовательности, часто – в порядке свободной ассоциации. Обилие самых разнообразных фактов! Дополнительная трудность в том, что книга – ярко полемическая. В свое время публикации, на которые ссылается и с которыми полемизирует Е.П.Блаватская, вероятно, имели большой общественный резонанс. Но для современного читателя и эти имена, и эти публикации уже ни о чем не говорят. Да и многое из того, что было актуально в конце XIX века, сейчас уже утратило свою актуальность (спиритизм, магия).

И все же, и все же! Если внимательно прочесть книгу, выделив интересующие вас темы, и затем выписать, относящиеся к ним положения, разбросанные по всей книге, – то можно получить очень ценную информацию. Возможно, в этом и состоит секрет книги: читатель сам должен потрудиться, чтобы добыть нужные ему знания.

В настоящей работе мы остановимся на космогонических аспектах книги. По необходимости нам придется коснуться этих проблем лишь кратко, иначе объем статьи стал бы слишком большим.

1. Космогония и эволюция

Космогоническая тематика в первом томе «Изиды» встречается на протяжении всего текста. Рассматриваются и мифологические сюжеты (космогонические мифы), и религиозно-философские, и метанаучные положения – часто выраженные в символической форме. На основании их можно составить следующую картину.

Существует некий Верховный Принцип (Первоначало, Абсолют, Беспричинная Причина Всего), создающий субстанцию, из которой под действием Божественной Мысли рождается Видимый и Невидимый Мир. Согласно древней мифологии Верховный Принцип Эмфет создает Яйцо. Размышляя над ним и насыщая его своей животворной сущностью, Он развивает содержащийся в яйце зародыш. Из него выходит действенный Творческий Принцип и начинает свою работу по созданию Мира. Елена Петровна сопоставляет Его с Пта. (Согласно «Мифам народов мира» [4], Пта, или Птах – египетский Бог, Демиург, создавший первых восемь богов – своих ипостасей, мир и всё, в нем существующее, впоследствии он был отождествлен с Амоном и другими богами.) От дыхания Пта образовалась космическая материя беспредельного протяжения. Приведя в движение силы, которые были в материи в латентном состоянии, Пта создал солнца, звезды, планеты и населил их разными формами жизни (с. 122).1 Поскольку Пта существовал до создания космической материи, Его можно сопоставить с Логосом Непроявленным. Но на этапе создания звезд, планет и различных форм жизни Он действует как Логос Проявленный. Возможно, Он сочетает в себе оба принципа – непроявленный и проявленный.

_______________________________________________

1 Здесь и далее при цитировании в скобках указываются страницы по изданию: Е.П.Блаватская. Разоблаченная Изида. Том 1. М.: Российское теософское общество, 1992 [1].

Напомним, что согласно «Тайной доктрине» Е.П.Блаватской, в космогонии присутствуют два Единых – Единый Неведомый и Единый Проявленный – «Один на недосягаемом плане Абсолюта и Беспредельности, о котором никакие умозаключения невозможны; и второй Единый на плане Исхождений. Первый не может ни исходить, ни быть делимым, ибо он вечен, абсолютен и непреложен. Но второй, будучи, так сказать, отражением Единого (ибо он есть Логос или Ишвара в иллюзорной Вселенной), может» [5. Т. 1, С. 108].

Как Творческий Принцип, Демиурга – Пта можно сопоставить с Брамой индийской космогонии. Согласно Теософскому Словарю [6], необходимо различать Брахму (Браму), не имеющего пола, И Брахму мужского пола – Творца. Первый является безличным высшим непознаваемым Принципом Вселенной, из сущности которого все исходит, и куда все возвращается. Он бестелесен, нематериален, нерожден, вечен, не имеет ни начала ни конца. Он вездесущ и оживляет как высочайшего Бога, так и мельчайший атом. Второй – Творец существует в своих проявлениях только периодически, а затем вновь удаляется в Пралайю.

В «Разоблаченной Изиде» разъясняется, что Брама является вторым лицом Троицы. Он есть творящий Бог, Демиург, Архитектор мира. Согласно индийской мифологии, Брама, появившись из хаоса и мрака, плывя на листе лотоса, несомый по водам, не в состоянии различить что-либо, кроме воды и мрака, в ужасе спрашивает себя: «Кто я? откуда я?» Затем он слышит голос «Направь свою молитву к Бхагавату – Вечному, известному также под именем Парабрамана». Брама встает и принимает позу сидящего в созерцании на лотосе и обращает мысли к Вечному. Последний рассеивает первичную тьму и открывает его понимание. После этого Брама исходит из вселенского яйца (бесконечного хаоса) в виде света, ибо понимание его теперь открылось, и он приступает к работе; божественным духом, заключенным в нем самом, он двигает вечные воды. Брама не творит ни Земли, ни остальной Вселенной. Выделившись из мировой души, отделившись от Первопричины, он, в свою очередь, эманирует из себя природу. Он не стоит над нею, но он смешен с нею; и Брама и вселенная образуют единое Существо, каждая частица которого по своей сущности есть сам Брама, вышедший из себя. Иными словами, вселенная сама есть Брама, и он есть вселенная. Елена Петровна указывает, что это и есть философия Спинозы, которую он выводит из учения Пифагора; и это та же самая философия, за которую Бруно принял мученическую смерть (с. 76-79).

Сопоставляя эти тексты, можно усмотреть аналогию: Пта – Брама мужского пола, Творец, Демиург. Эмфет – Бхагават, или Брама, не имеющий пола. В философском плане это Абсолют – Непостижимый Источник всего Сущего. Из Него всё исходит, и в Него всё возвращается. Это Абсолютная Реальность, которая предшествует всему проявленному и условно сущему. В различных Учениях используются различные наименования Абсолюта: Эйн Соф, Парабраман, ТО. Индусское наименование «ТО» подчеркивает, что Абсолютная Реальность относится к области Несказуемого, мы не можем сказать о Нем ничего, кроме того, что это – то, что лежит за пределом, которого может достичь человеческое сознание (во всяком случае, на современном этапе эволюции). «Это Ведущий, Вечный, Беспредельный ПРИНЦИП, о котором всякое рассуждение бесполезно, ибо ТО превышает возможности умственного понимания, и все человеческие попытки представить ТО лишь умаляют не только НЕСКАЗУЕМОЕ, но и НЕМЫСЛИМОЕ» [7]. Иногда Абсолют, ТО трактуется как Высшее Божество – как Бог в его антропофорфическом выражении. Е.И.Рерих решительно отвергает такую трактовку. «ТО, – пишет она, – Неизреченное, Непознаваемое, или Беспричинная Причина, или Бескорний Корень, или Абсолют и т.д., не может рассматриваться как Индивидуальность, ибо каждая Индивидуальность есть уже известное ограничение, но Абсолют не может быть ограничен» [8].

В восточных мифологиях, говорится в «Разоблаченной Изиде», повествуется о том, что вначале была вода (отец) и плодотворная слизь (мать), откуда выпозла земная змея – причина. Это был бог Фанес, проявленный, Слово или Логос. В связи с эти Елена Петровна замечает: «Какой современный составитель космогонии мог бы сконцентрировать так сжато в таком простом символе, как свернувшийся змей египтян, такую уйму значения? Тут перед вами целая философия вселенной: материя, оживляемая духом; и эти два, объединившись, развивают из хаоса все, что должно быть» (с. 124).

Елена Петровна подчеркивает поразительное подобие космогонических мифов во всех древних культурах. Например, Тройственность в единстве – это идея общая для всех древних народов. Она есть символ первой тройной эманации, содержащей два мужских и один женский принцип (Отец-Мать-Сын).

«Такое подобие не есть результат совпадения, а проявление определенной схемы. Это показывает, что уже в те века, которые отделены от нас непроницаемым туманом преданий, человеческая религиозная мысль развивалась в полном согласии во всех частях нашей планеты» (с. 127). И мифологические символы, утверждает Елена Петровна, олицетворяют «научную истину натурфилософии». Все эти мифы – аллегорически выраженные описания первоначальной космогонии (с. 131). Так в скандинавских языческих мифах заключена и религия, и наука, Сын Одина Тор олицетворяет электричество. Два овна, которые служат ему конями, олицетворяют древний символ мужской порождающей силы, а их серебряные уздечки олицетворяют женское начало. Овн и его уздечка – соединение двух начал активного и пассивного, одно стремится вперед, другое удерживает его. И оба находятся в подчинении у насыщающего вселенную электричества, которое дает им импульсы. Так как электричество снабжает импульсами, а мужское и женское начала соединяются и снова пересоединяются в бесконечной корреляции, то в результате получается эволюция видимой природы, венцом которой является планетная система (с. 134–135). Подобные примеры подтверждают утверждения древних философов о том, что в каждом мифе есть логос, или рациональная основа (с. 135).

Современная наука открыла закон сохранения и превращения энергии. Но это, отмечает Елена Петровна, было хорошо известно в глубокой древности.

«Почти все древние религии были обоснованы на такой неуничтожимости материи и энергии плюс эманирование всего из эфирного духовного огня – центрального солнца, которое есть Бог или дух…» (с. 204).

В «Книге Чисел» Гермеса Трисмегиста дается достаточно подробное описание возникновения и эволюции мира (с. 213–215). Можно усмотреть определенную аналогию с современными космогоническими представлениями (например с процессом гравитационной фрагментации), что неудивительно, если вспомнить принцип «как вверху, так и внизу».

Согласно Филалету, Гермес учил, что в начале времен, в начале земной эволюции Бог наполнил свои могущественные руки всем тем, что существует в природе, окружающей Землю, «затем, сжав их плотно, он сказал: “Прими от меня, о, священная Земля! Этому предназначено быть матерью всего, чего бы ты ни попросила”. И тот час, открыв такие руки, какие подобает иметь Богу, он бросил вниз все, что было необходимо для сотворения вещей». Здесь, комментирует Елена Петровна, мы имеем первичную материю (сжатую божественной силою – добавим мы), заключающую в себе «обещание и потенциальную возможность любой будущей формы жизни». И Земля объявляется предназначенной матерью всего, что отныне будет рождаться из ее чрева (с. 215). Интересно сопоставить это с представлениями Тейяра де Шардена о происхождении жизни на Земле. «Сама молодая Земля,– писал он,– по своему первоначальному химическому составу в целом и есть тот чрезвычайно сложный зародыш, который нам нужен. Если можно так выразиться, Земля несла в себе преджизнь врожденно…» [9, с. 66–67].

Возвращаясь к истокам Вселенной, первое, с чем мы встречаемся – это Свет, Свет – первое, что упоминается при Сотворении («И сказал Бог: да будет свет»). Согласно каббалистам, этот Первичный Свет есть Сефира, или Божественный Разум [Мудрость, София], мать всех сефиротов, в то время как Непроявленная Премудрость есть отец. Отсюда следует, что Свет есть олицетворение Женского Начала. Свет – первое проявление и первая эманация Превышнего, и Свет есть Жизнь. Он является жизненным принципом, наполняющим вселенную, электричеством [Фохатом?], которое оживотворяет все вещи. «Свет есть Великий маг, всемогущие и разнохарактерные вибрации которого по Божественному Велению Архитектора рождают любую форму и любое из живущих существ» В этой ипостаси Свет (Электричество) выступает как своего рода «управляющий сигнал», реализующий замысел Космического Архитектора, или Космического Программиста. «Лучи света являются источником всех физических и химических процессов и всех космических и духовных феноменов». От луча этой Первой Матери Бог, согласно Платону, зажег огонь, который мы теперь называем Духовным Солнцем. «Это Солнце не является причиной ни света, ни тепла, но только фокусом, или, как мы можем сказать, линзой, благодаря которой лучи первичного света становятся видимыми и ощутимыми, они концентрируются на нашей солнечной системе и создают все корреляции сил.» (с. 216). Здесь надо вспомнить, что под вселенной Е.П.Блаватская часто подразумевает наш ближний Космос – Солнечную систему. «Духовное солнце,– поясняет Елена Петровна,– светит душам так же, как материальное солнце светит телам, ибо вселенная двойственна и следует закону пар [или закону двойственности]» (с. 270).

Вселенная есть тело, душа и дух Невидимого Духовного Солнца. Три его эманации суть три жизни Вселенной. Первая эманация Свет – это душа [может быть, точнее – дух] Невидимого Солнца. Бесконечное, Беспредельное и Бессмертное дыхание [Великое Дыхание], «под дуновением которого Вселенная поднимает и опускает свою могучую грудь, вдыхая разумную жизнь во всё творение». Вторая эманация [душа?] сгущает материю и образует формы, запускает бесчисленные миры; она вдыхает неразумный слепой жизненный принцип в каждую форму. Третья эманация – тело образует всю вселенную физической материи (с. 252–253).

Согласно буддийской космогонии, вначале Вселенная «существовала только в первой божественной идее, еще не проявленная, как бы погруженная во тьму, незаметная, неопределяемая, непостижимая разумом, неоткрытая откровением, как будто полностью погруженная в сон; [сравни: “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою” ] затем нераздельная самосущая Сила незаметно появляется с немеркнущей славой разворачивает его идею или рассеивает мрак». Елена Петровна разъясняет, что эта божественная идея (платоновская идея) есть Воля или Логос, божество, проявляющее себя. Это – Вселенский Свет, от которого происходит и видимый, материальный свет (с. 227).

По учению Аристотеля, существуют три принципа естественных тел: прообраз, материя и форма. Эти три принципа, отмечает Елена Петровна, приложимы и к процессу творения Вселенной. Прообраз формы находится в незримом уме великого Архитектора Вселенной. Он «является тем, что есть ни субстанция, ни протяженность, ни качество, ни какое-либо существование; все же это есть что-то, что есть». Его очертания, для того чтобы быть [стать], должны обрести объективную форму, короче говоря, абстрактное должно стать конкретным. Как только прообраз материи передается с помощью энергии вселенскому эфиру, Вселенная становится материальной формой, как бы тонка она ни была. Раз Божественная Мысль проявилась объективно, то энергия точно воспроизводит очертания того, что сначала было рождено в Божественном Уме, как «прообраз». При этом, подчеркивает Елена Петровна, не следует думать, что мысль творит материю, она творит только рисунок, проект будущей формы. Это подобно тому, как мысль земного архитектора запечатлевается на бумаге. Материя, которая служит созданию, выявлению рисунка, всегда существовала [была создана до формирования формы], будучи подготовленной для ее формирования (в частности для сформирования человеческого тела) серией последовательных преображений, как результат эволюции. «Формы преходящи; идеи, создавшие их, и материал, давший им объективность, остаются» (с. 259– 260).

Итак, древние мудрецы учат, что видимая вселенная есть плотное изображение идеальной абстракции; она построена по модели первичной Божественной ИДЕИ. Таким образом, наша вселенная существовала извечно в латентном состоянии. Силою, оживившей эту чисто духовную вселенную [не забудем, что под вселенной Е.П. подразумевает Солнечную систему], является Центральное Солнце, Высочайшее Божество само по себе. Но не само это Божество построило конкретную форму своей идеи, это сделал его первородный [Сын – Бог Сын]. Он построил вселенную по геометрической фигуре додекаэдрона (как указывает Платон в «Тимее») и поэтому потратил на сотворение двенадцать тысяч лет. Конечно, подчеркивает Елена Петровна, под годами здесь подразумеваются не земные года, а (космогонические) эпохи2 (с. 284–285).

_______________________________________________

2См. раздел 7.

Все герметические, орфические и пифагорейские космогонические доктрины, отмечает Елена Петровна, основаны на одной формуле, а именно: эфир и хаос (или, по терминологии платоников, сознание и материя) являются двумя первичными извечными принципами Вселенной, совершенно независимыми от чего-либо другого. Первый [эфир] есть всё оживляющий интеллектуальный принцип; второй – бесформенный жидкий принцип (без «формы и чувства»), и от их соединения получила свое существование Вселенная [Космос] – первое андрогинное божество, причем хаотическая материя стала его телом, а эфир душой. Хаос от этого соединения с духом приобрел чувство, и сиял от удовольствия [радости], и таким образом возник Протогонос (первородный свет). Это и есть вселенская троица [Дух – Отец, Материя – Мать и Свет – Сын], обоснованная на метафизических концепциях древних (с. 284). Когда ветер (дух), повествуется в космогонических мифах, «влюбился в свои собственные принципы (хаос), и между ними состоялось совокупление, которое названо потос, то из этого произошло семя всего. Но хаос не знал своего собственного порождения, ибо он был бесчувственен и неразумен; но от его объятий с ветром был порожден мот или илус (ил). Из него и произошли споры творения и рождения вселенной» (с. 285).

В терминологии Живой Этики такими извечными принципами являются Дух (Огонь) и Материя. В результате взаимодействия Огня (Духа) с Непроявленной Прегенетической Материей (или Предогненной Субстанцией – Прадханой) возникает Первичная Огненная Субстанция – одухотворенная Материя, или Духоматерия. Эта оплодотворенная Огнем, живая, одухотворенная Субстанция есть ни Дух, ни Материя, а их Единство, синтез. Всё, что существует в Проявленном Мире, возникает в результате дифференциации и превращения Первичной Огненной Субстанции – Духоматерии. Все формы Космоса – от самых тонких до самых грубых и плотных – являются лишь грануляциями этой Субстанции. В Проявленном Мире существует только Духоматерия. Вся Вселенная, в ее зримости и незримости, все Миры и Планы суть лишь формы и состояния проявившейся Духоматерии.

Идея, прообраз Вселенной возникает в Первичной Огненной Субстанции. «С появлением первой идеи, эманируемой из двуполой и до этого неактивной Божественности первое движение сообщается всей Вселенной, и электрический трепет моментально пронизывает беспредельное пространство» (с. 356). Здесь важно указание на моментальность. Моментально – значит, с бесконечной скоростью. Скорость мысли бесконечна – об этом неоднократно говорится в «Живой Этике», в «Гранях Агни Йоги».

«Хотя духовная материя существовала всегда, она пребывала в латентном состоянии; эволюция же нашей видимой вселенной должна была иметь свое начало. <…> Тайна первого творения, которая всегда приводила в отчаяние науку, остается непостижимой, если мы не примем доктрины герметистов. Хотя материя совечна с духом, та материя [из которой произошла видимая вселенная] определенно не есть наша видимая осязаемая и делящаяся материя, но ее высочайшая сублимация» (с. 356).

Положение об одухотворении Материи является центральным в метанаучной космогонии. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали материю, подчеркивает Е.П.Блаватская, как бы ни исследовали ее, представление о том, что она была оживлена и оплодотворена вечной идеей, или воображением, остается неизбежной. «Если мы отвергнем эту доктрину, то останется теория о космосе, постепенно развивающемся из хаотического беспорядка, что является нелепостью, ибо в высшей степени не по-философски думать, что инертная материя, единственно движимая слепыми силами без руководящего разума может сама по себе спонтанно сформироваться во вселенную такой удивительной гармонии» (с. 328). В современном звучании это проблема о том, возможна ли самоорганизация материи без влияния разумного начала. Современные физические теории (синергетика, нелинейная термодинамика) показывают, что материя способна к самоорганизации без воздействия каких-то внешних сил. Но внутренний источник этого самодвижения находится вне поля зрения современной науки. Сюда же примыкает и проблематика антропного принципа, который ставит вопрос о причинах поразительной гармонии Вселенной, о причинах тонкого согласования параметров наблюдаемой Вселенной, благодаря чему в ней становится возможным возникновение живых разумных существ.

Космогонию невозможно отделить от теогонии. «Никакая философия, пишет Е.П.Блаватская, – никогда не мыслила о Боге как об абстракции, но рассматривала Его в различных его проявлениях. «Первопричина» еврейской Библии, пифагорейская «Монада», «Единая Жизнь» индийской философии и каббалистичекий «Эн-соф» – одно и то же. Индусский Бхагават не творит, но входит в мировое яйцо и эманирует из него в качестве Брамы, наподобие того, как пифагорейская Дуада происходит из самого высшего и единого Монас. Это тот же Монас (ум), что и у индусов, у которого нет первопричины». Проявленное божество, вначале дуада, затем становится триадой; его триединое свойство непрерывно эманирует духовные силы…» (с. 289–290).

Касаясь проблем эволюции, Елена Петровна отмечает, что не только современная наука настаивает на учении эволюции, но эта идея находит поддержку в древних легендах и мифах, и даже в самой Библии, «если читать ее между строк». Далее она пишет: «Мы видим, как цветок развивается из почки, и почка от семени. Но откуда развивается последнее со всей его заранее определенной программой (выделено нами – авт.) физической трансформации и его невидимыми, следовательно, духовными силами, которые постепенно развивают его форму, цвет и запах?». И далее следует очень важное положение. Теория биологической эволюции утверждает, что имело место «преображение видов», но естественнее полагать, утверждает Елена Петровна, «что каждый род, начиная от моллюсков и кончая обезьяной-человеком, видоизменялся, развиваясь из своей собственной отличающейся от других, первоначальной формы» (c. 127). Похоже, что современная биология начинает склоняться к такой точке зрения.

Так согласно академику Алтухову, происхождение биологических видов происходит скачкообразно – не путем постепенного замещения отдельных генов, а в результате скачкообразного изменения генетической структуры [10].

Главная особенность (или закономерность) эволюции состоит в том, что она развивается сверху вниз – из миров более тонких состояний в миры более плотных состояний, из духовной области в материальную. У индусов это символизируется деревом Ашвата, ветви которого растут вниз, а корни вверх. Египетские пирамиды символически представляют ту же идею. Вершина пирамиды является мистическим звеном между небесами и землей и выражает идею корня, тогда как основание представляет расходящиеся ветви, простирающиеся к четырем странам света материальной (физической) вселенной. Таким образом, пирамида передает идею, что все сущее имело начало в духе – эволюция изначально началась сверху и распространилась книзу, а не наоборот. Другими словами, имела место постепенная материализация форм – прообразов, созданных в высшем мире (с. 128). Древние, отмечает Елена Петровна, усматривали одну непрерывную серию существований. Эти эволюции происходили из духовного мира в мир плотной материи и через нее опять обратно к источнику всего (с. 238).

Интересно сопоставить эти представления с современными идеями перформированной (предопределенной) эволюции. Согласно этим идеям изменения в биологических формах происходят на уровне прообразов. А.Г.Симаков считает, что такими прообразами могут служит информационные биоматрицы [11]. Обосновывая идеи перформированной эволюции, Симаков обращает внимание на хорошо известное явление конвергенции в биологии. Поскольку конвергентные признаки проявляются у самых различных видов, обитающих в различных условиях, он приходит к выводу, что биоэволюция, вместо того, чтобы каждый раз искать новые решения, во многих случаях использует уже готовые решения, записанные в определенных биоматрицах. При этом можно видеть, как вместо постепенного накопления признаков, происходит рывок в формообразовании, когда эволюция использует готовую биоматрицу.

Итак, согласно «Разоблаченной Изиде», эволюция не ограничивается физическими формами, она включает в себя, прежде всего, духовную эволюцию, которая направляет и определяет эволюцию физических форм. «Если из материальной части эфира в силу присущего его частицам движения могли развиться формы миров, видов их растений и животных, почему же не может из духовной части эфира развиться последовательный ряд существ из состояния монады до человека…» (с. 283). При этом материальная субстанция приобретает второстепенное значение. «Каждый более усовершенствовавшийся в физической эволюции вид только предоставляет более широкое поле деятельности направляющему его разуму, чтобы последний мог действовать в улучшенной нервной системе» (с. 354).

Эволюция каждого вида идет из духовного мира (из тонких сфер) в соответствующую форму плотного мира. Плотные формы не происходят одна из другой, а образуют (заранее подготовленную) последовательность, в которую воплощаются развившиеся из прообразов тонкие формы. Отсюда проистекает возможность того, что эволюция протекает не только внутри царств природы – минерального растительного и животного – но включает и переход из одного царства в другое. Так минералы имеют возможность стать растениями, а растения превратиться в животных. «Почему минералу не стать растением, растению – животным, животному – человеком, если не на этой земле, то где-нибудь в другом месте в беспредельном пространстве? <…> Дух минерала, растения или животного может начинать формироваться здесь и достигать окончательного развития миллионы лет спустя на других планетах, известных и неизвестных, видимых астрономам и невидимых» (с. 275–276). В наиболее полной форме эта идея выражена в каббалистической аксиоме: «Камень становится растением; растение – животным; животное – человеком; человек – духом; дух – Богом» (с. 252).

Все сказанное относится, конечно, и к происхождению человека.

«Физический человек,– пишет Елена Петровна,– может быть оставлен в руках ученого точной науки. Никто, кроме него, не может пролить света на физическое происхождение расы. Но мы должны решительно отказать материалисту в этой же привилегии по отношению к вопросу о человеческой психической и духовной эволюции» (с. 128). Признание духовной эволюции – это то, чего не достает современной науке. В этом отношении древние и средневековые оккультисты «опередили Дарвина и в большей или меньшей степени охватили все его теории о естественном отборе и эволюции видов, а также значительно растянули эту цепь в обе стороны [в прошлое и будущее]. <…> Они никогда не сворачивали с двух параллельно идущих тропинок, начертанных для них их великим учителем Гермесом, <…> и физическую эволюцию они проследили одновременно с духовной» (с. 355). В другом месте, касаясь дарвиновской эволюции, Елена Петровна отмечает: «Дарвин начинает свою эволюцию видов с нижайшей точки и прослеживает ее кверху, в восходящем направлении. Его единственная ошибка заключается в том, что свою систему он прикладывает не с того конца. Если бы он мог перенести свои поиски из видимой вселенной в невидимую, он очутился бы на правильном пути» (с. 356).

Как зародыш человека развивается в чреве матери, так и земля [и все другие космические тела] зарождается из вселенского эфира в чреве вселенной. Эти «космические дети», как пишет Елена Петровна, подобно своим обитателям, «сперва становятся ядрами, затем яйцами, затем постепенно созревают и, в свою очередь, становятся матерями, развивают минеральные, растительные, животные и человеческие формы. От центра к окружности, от неощутимого пузырька до невообразимых границ космоса …цикл сливается с циклом, один цикл содержит другой в бесконечной серии. Эмбрион развивается в своей внутриутробной сфере, индивидуум в своем семействе, семейство в государстве, государство в человечестве, земля в нашей [солнечной] системе, эта система в центральной вселенной, вселенная в космосе [если под вселенной здесь понимать нашу мини- вселенную, то тогда космос – это Большая Вселенная или Мультимир современной космологии], космос в Первопричине – беспредельно и бесконечно» (с. 322–323). Елена Петровна заканчивает это описание каббалистическими стихами:

«Все сущее лишь часть великого всего, –
Вселенная есть тело; и Бог – душа Его.
Не счесть миров, в Его зачатых чреве».

Эта величественная эволюция протекает по предначертаниям Божественной Мысли. Но кто же осуществляет Божественный План? В Живой Этике говорится о строителях Космоса. В «Разоблаченной Изиде» Елена Петровна называет их полубогами. «Наши полубоги должны выполнить свою задачу [поставленную перед ними Творцом], они должны постоянно изобретать новые продукты, новую мораль и организовывать надлежащим образом бесформенную неорганизованную материю, предоставленную им Творцом. Творец сотворил их по своему образу [и подобию], чтобы они в свою очередь творили и таким образом завершили работу Творения. [Эта] огромная работа может быть осуществлена [завершена] только тогда, когда всё станет таким совершенным, что будет подобным самому Богу» (с. 270).

2. Первичная Субстанция

В основе эволюции лежит Первичная Субстанция, с которой начинается любая космогония. Известны различные наименования Первичной субстанции: Прегенетическая Материя, Мулапракрити, Материя Матрикс, Акаша, Материя Люцида и др. Они отображают различные стадии проявления Первичной Субстанции. В «Жемчуге Исканий» Николая Уранова по этому поводу говорится: «Не удивляйтесь множеству наименований Единой Материи. Помимо преломления через каналы разных народов, нужно обратить внимание, почему одна и та же Материя и в одном канале называется различно? Не есть ли это наименование Материи на различных стадиях ее образования? Ведь от Материи Матрикс до скал Земли материя проходит множество стадий преобразования, и различные наименования указывают на различные стадии» [7, 435]. Имеются аналогичные замечания и в книгах Живой Этики…

В «Разоблаченной Изиде» Е.П.Блаватская поясняет, что «Хаос древних, <…> неопалимая купина Моисея, <…> Звездный Свет розенкрейцеров, Акаша индусских адептов, Астральный Свет Элифаса Леви, <…>, и, наконец, электричество [Фохат] – все это лишь различные наименования для многих различных проявлений (выделено нами – авт.) или воздействий той же самой таинственной все проникающей Причины – греческого Археус» (с. 104).

Из различных космогоний, пишет Елена Петровна, видно, что Археальная Вселенская Душа почиталась народами, как «Разум» Творца-Демиурга, как София гностиков или Святой Дух в качестве женского начала (с. 108). В мифологии и древних космогониях она часто символизируется водой. Так, в халдейской легенде говорится, что «младенческий мир был создан из воды, и что существа происходят из этой первичной материи» (с. 111). Вот почему, отмечает Елена Петровна, Фалес утверждал, что вода служила началом всего в природе. Конечно, он имел в виду не обычную химическую воду H2O, как приписывается ему в примитивных изложениях древней философии, а первичную субстанцию, символизированную водой.

Про эту изначальную субстанцию сказано, что она содержит в себе сущность, эссенцию всего нужного для создания человека; в ней находятся не только элементы его физической сущности, но даже само «дыхание жизни» в латентном состоянии, готовое к тому, чтобы его разбудили. Пробуждение жизни возникает при соединении Первичной Субстанции с Духом, при оплодотворении ее Духом.

Греки называли Первичную Субстанцию Хаосом. Елена Петровна сопоставляет его с Эфиром древних философов. «Что же тогда изначальный Хаос, как не эфир?» – пишет она (с. 111). При этом она подчеркивает, что это не тот эфир, каким представляют его современные ученые3, а тот, каким его знали «древние философы задолго до дней Моисея; это эфир со всеми его таинственными и оккультными свойствами, содержащими в себе зачатки вселенского творчества; этот Эфир – Небесная Дева, духовная мать всех существующих форм и существ из чрева которой, как только она оплодотворена Божественным Духом, получают существование Материя и Жизнь (с. 111).

_______________________________________________

3 Что касается научного понятия «эфир», то с ним связано много недоразумений. Представление об эфире пришло в физику из античной философии. При этом в классической физике эфир рассматривался как некая гипотетическая всепроникающая среда, заполняющая всё мировое пространство. Считалось, что в этой среде распространяются световые волны. Многочисленные попытки (начиная со знаменитого опыта Майкельсона) измерить изменение скорости света при изменении движения источника света по отношению к эфиру не дали положительного результата. Отсюда был сделан вывод, что эфир, как среда, в которой распространяются световые (или более обще – электромагнитные) волны, не существует. А экспериментальный факт независимости скорости света от движения системы отсчета был принят в качестве одного из двух основных постулатов при построении специальной теории относительности А.Эйнштейна. Поскольку с помощью теории относительности удалось решить все проблемы электродинамики движущихся тел без введения эфира, понятие об эфире оказалось ненужным (излишним) и было изъято из научного оборота. Но оно прочно закрепилось в языке (мы говорим «эфирное время», «прямой эфир», «вы – в эфире» и т.д.). Необходимо отметить, что, строго говоря, экспериментально было установлено лишь то, что не существует физическая среда, обладающая весьма специфическими свойствами, в которой распространяются электромагнитные волны. Этот вывод никак не затрагивает существования более тонких форм и видов материи, о которых говорится в метанаучных источниках. Заметим, что в последние годы физики стали возвращаться к понятию эфира, придавая ему иное значение по сравнению с дорелятивистской физикой (реликтовый фон, космологический вакуум).

Заметим, что Понятие эфира в метанаучной философии неоднозначно. С одной стороны, Эфир – это Первичная Субстанция, как сказано выше. С другой – в «Теософском словаре» Е.П.Блававтская рассматривает его как третий космический принцип. Первый – Земля (точнее физический план), второй – Астральный свет, третий – Эфир, а высший седьмой принцип – Акаша [6, с. 576]. В ряде источников (см., например, [12]) эфиром называют ближайшую к плотному плану сферу, низший астрал, с которым связано эфирное тело человека (эфирный двойник).

Возвратимся к понятию Первичной Субстанции. Елена Петровна отмечает, что «легенды всех народов начинаются с того периода, когда курящиеся испарения и киммерическая тьма висели над флюидической массой готовой, начать путь деятельности при первом трепете (выделено нами – авт.) дуновения Того, Кто Сокровенен» (с. 112). О трепете Первичной Субстанции, когда она проявляется из Непроявленного плана говорится и в «Тайной Доктирине» [5, с. 129], и в книге «Беспредельность» [13, 199]. Комментируя эти положения, Николай Уранов пишет: «Первоаспект Проявления есть БОЖЕСТВАЕННЫЙ ТРЕПЕТ В ЛОНЕ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ. ТРЕПЕТ, или ВИБРАЦИЯ одновременно являются СВЕТОМ, ибо СВЕТ ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ МАТЕРИИ. ВИБРАЦИЯ-СВЕТ СЛАГАЕТ ФОРМЫ. <…> Вибрация Материи (или трепет Матери) возбуждается Космическим Дыханием. Космическое Дыхание – Начало всего. Космическое Дыхание Матери Мира – Единое постигаемое Божество. Космическое Дыхание Матери Мира есть Первопричина. Но Первопричина есть следствие Беспричинной Причины – Неведомой, Непостижимой Тайны (Бога). Таким образом, первоаспектом Проявления был Божественный ТРЕПЕТ (слово), и эта вибрация происходила в лоне Божества – Божественной Субстанции, и эта вибрация была вызвана вибрацией Божественного Дыхания, Неведомого Бога, существующего за Покровом Материи, Которого мы можем познать, только наблюдая Его проявления – движение, или вибрацию, которую Он производит в Божественной Субстанции, и Который, таким образом, является высшим нашим представлением, или «БОГОМ» [14, с. 439–440].

В другом месте «Тайной Доктрины» уточняется: «Одна из основных Эзотерических догм гласит, что во время Кальп (или Эонов) Жизни, Движение, которое в периоды Покоя “пульсирует и трепещет в каждом дремлющем атоме”, являет возрастающую тенденцию к вращательному движению с первого пробуждения Космоса к “Новому дню”. “Божество становится Вихрем”» [5, с. 165]. Отсюда следует, что трепет Первичной Субстанции имеет место и во время Пралайи (в периоды Покоя), то есть до проявления. Касаясь этой важной проблемы, Н.Уранов пишет: «Прежде с этой изначальной материей у меня совершенно не связывалось представление о движении. Казалось, что движение принадлежит именно тому “духу божьему”, который “носится над бездною” – над Хаосом. Мне казалось, что движение возникает именно тогда, когда Нараяна опускается в предвечную материю. Поэтому меня как гром поразила прочитанная сегодня ночью фраза, что предвечная Субстанция постоянно или вечно ВИБРИРУЕТ, вибрирует или ТРЕПЕЩЕТ ЖИЗНЬЮ даже и тогда, когда Великое Дыхание ещё не касается её. В 199 Беседе «Беспредельности» эта Вечная Вибрация называется трепетом жизни, но этот трепет не вызывает никаких изменений в предвечной материи. Когда же начинается проявление и Великое Дыхание касается Вод, этот трепет принимает форму СПИРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. Таким образом, незамкнутый круг или полный оборот спирали есть первая форма проявленной жизни» [2, с. 121].

Одним из проявлений (градаций) первичной Субстанции является Акаша. Елена Петровна разъясняет: «Акаша – санскритское слово4, означающее небо, но оно также означает неуловимый неосязаемый жизненный принцип – астральный и небесный света, соединенные вместе; оба вместе они образуют anima mundi и составляют душу и дух человека». Небесный свет образует его божественный дух, а астральный свет – его душу, или астральный дух. Более грубые частицы последнего идут на построение его внешней формы – [астрального] тела (с. 116).

_______________________________________________

4 Корнем слова акаша является «Ас», «Ах» или «Ях», что означает жизнь, существование. В Индии оно произносится ахаша и означает жизненный принцип, или Божественный флюид, дающий жизнь, и посредник. Она есть еврейское руах и означает «ветер», дыхание, воздух в движении или «движущийся дух», … она идентична с духом Бога, движущимся над водами [1 с. 116].

3. Дух и материя

Важнейшими космогоническими категориями являются Дух и Материя. Вместе с Абсолютом они образуют Космогоническую Триаду. С этими понятиями связано много недоразумений. Елена Петровна отмечает, что в то время как материализм отрицает существование духа, богословие делает из него личного бога. Между тем, обе точки зрения неправильны. Уже отмечалось выше, что материя не сводится только к материи физического плана. Элементы материи имеются и в эфире. По учению каббалистов, элементы материи в эфире представляют слепые космические силы природы, а Дух представляет разум, который их направляет (с. 284).

Именно Дух является вечным неразрушимым обиталищем для всего сущего, как видимого, так и невидимого. Вовсе не дух пребывает в материи, а, наоборот, материя временно цепляется за дух. Философы эзотеризма, отмечает Елена Петровна, верили, что «всё, что существует в природе есть только материализованный дух» [духоматерия]. Первопричина есть латентный дух и материя в начале (с. 355–356).

Дух породил энергию, и энергия породила материю; таким образом, латентная Божественность проявилась как творческая энергия. Всё, прежде чем появиться на земле, имело существование в духе (с. 356). И каждая частица неорганической материи «сама есть материализованный дух» (с. 360). Латентная искра божественного духа, хотя и заглушенная, все еще находится в материи; и ее неотразимое влечение кверху заставляет ее бороться, продираться с трудом и болью вперед, чтобы освободиться. Поэтому материя, как пишет Елена Петровна, «обречена на борьбу со своей собственной грубостью». Логика, утверждает Елена Петровна, «доказывает нам, что вся материя имела общий источник происхождения и должна обладать общими атрибутами, и так же как, жизненная божественная искра имеется в материальном теле человека, она должна иметься и у каждого низшего вида» (с. 360).

В связи с понятиями материи и духа представляет интерес вопрос об атомах Демокрита. Демокрит считается философом-материалистом, а его учение об атомах – основой современного атомно-молекулярного учения. Между тем, атомы Демокрита – это не те делимые (как выяснилось) частицы физической материи, которые изучает современная наука (физика и химия), а действительно неделимые частицы тонкой (астральной) материи, из которой состоят тонкие тела. По Демокриту душа образуется скоплением атомов. При этом, разъясняет Елена Петровна, под словом «душа» Демокрит и др. философы подразумевают не pneuma (божественную, бессмертную, нематериальную душу – [фактически дух]), а психею, или астральное тело, которое Платон называет второй смертной душой (с. 332).

4. Невидимая вселенная

Важное значение в метанаучной космологии имеет представление о Невидимой Вселенной, Незримом Мире, как совокупности миров иных состояний материи. Существование их до сих пор отвергается ортодоксальной наукой, поскольку они выходят за пределы существующей научной парадигмы. Похоже, однако, что современная физика и космология своими путями вплотную подходят к признанию незримого мира. Оказалось, что наблюдаемая физическими приборами так называемая «видимая» (или зримая) материя, состоящая из обычного вещества, составляет приблизительно 1% всей материи физической Вселенной. Еще примерно 3% это – тоже обычное вещество, состоящее из атомов или известных элементарных частиц, которое не регистрируется никакими приборами (и проявляется лишь косвенно – по гравитационному воздействию), а остальные 96 % падают на так называемое «темное вещество» и «темную энергию», природа которых нам пока неизвестна. Принимая это во внимание, уместно поставить вопрос: что это за неизвестная материя, которую нельзя видеть глазом и нельзя наблюдать непосредственно с помощью любых физических приборов? Не есть ли это та незримая материя, о которой говорят древнейшие космогонии?

Интересно, что и наука XIX века также по-своему подходила к понятию незримого мира. Елена Петровна ссылается на книгу «Невидимая Вселенная» и отмечает, что авторы первыми осмелились пойти по пути, который с научной точки зрения клеймился как суеверие: они начали размышлять о гипотетических невидимых мирах (с. 155). Аргументация авторов основывалась на том, что видимая вселенная должна иметь конец. А так как принцип бесконечного, беспрерывного существования требует, чтобы она все же продолжала существовать, то остается один выход – признать, что существует нечто за тем, что видимо. Видимая вселенная не есть вся вселенная, а только часть ее и, может быть, очень малая часть. Далее они считают, что видимая и невидимая вселенная связаны между собою энергетическими связями, и эфир является посредником, или мостом между ними (с. 157–158).

Невидимые миры, подчеркивает Елена Петровна, так же населены, как и наш видимый мир. В нашем мире «мудрая экономия природы» приспосабливает разнообразные виды живых существ к самым различным условиям существования. В природе нет не занимаемых мест, и для каждого существа, обладающего жизнью, предусмотрены и приготовлены необходимые условия. Отсюда Елена Петровна делает вывод: «допуская, что существует невидимая нашему глазу сторона вселенной, мы по аналогии должны придти к выводу, что и она так же населена, как и наша, и что каждая группа населения там имеет все необходимые для существования условия». Также нелогично думать, отмечает она, что все имеют там тождественные условия (с. 286).

5. Макрокосм-микрокосм

Значительное место в представлениях древних о Мироздании занимает учение о макрокосме и микрокосме. Согласно этим представлениям, пишет Елена Петровна, «человек – маленький мир – микрокосм внутри великой Вселенной. Подобно утробному плоду он поддерживается своими тремя духами в утробе макрокосма; и в то время его земное тело находится в постоянной симпатической связи со своим породителем землей, его астральная душа живет в согласии со звездной anima mundi. Она в нем, так же как он в ней, ибо [этот] насыщающий всю вселенную элемент заполняет всё пространство, и сам есть пространство, только безбрежное и бесконечное». Что касается его третьего духа – духа божественного, то он является бесконечно малым лучом, одним из бесчисленных излучений, исходящих непосредственно из Высочайшей Причины – Духовного Света Мира. [Если сопоставить эти категориями с теми, которые используются в Живой Этике, то можно заключить, что Божественный дух человека – это Атма, сидеральная душа, связанная с Anima Mundu, – Буддхи (возможно, включающая буддхи-манас), а третий «дух» (земное тело и жизненная сила) объединяет все принципы смертного человека – от кама-манаса до физического тела.] Эти трое, отмечает Елена Петровна, представляют Познаваемую Триаду [Мир Проявленный]. Всё, существующее в видимой [физической] вселенной, есть изливание из этой Триады. И все это движется «в величественной процессии в полях вечности вокруг духовного солнца подобно тому, как в гелиоцентрической системе небесные тела движутся вокруг видимых солнц».

Смысл эволюции состоит в возвращении в исходное Божественное Лоно, из которого всё произошло. Пифагорейская Монада, пишет Елена Петровна, может навсегда остаться незримой на этой земле – незримой, неощутимой и необнаружимой для экспериментальной науки. «И все же целая вселенная тяготеет к ней [и движется] вокруг нее, как она делала с “начала времени”, и с каждой секундой человек и атом приближаются все ближе к тому торжественному моменту в вечности, когда Незримое Присутствие ясно откроется их духовному зрению. Когда с каждой частицы материи, даже наиболее возвышенной, будет сброшена последняя форма, которая образовала конечное звено цепи двойной эволюции, которая в течение миллионов веков последовательных превращений толкала сущность вперед; и когда эта частица очутится опять снова переодетой в свою изначальную личину, тождественную со своим Творцом, тогда этот когда-то неосязаемый атом окажется завершившим свой бег, и сыны Божии еще раз “воскликнут от радости” своего возвращения из пилигримства» (с. 178). [Это и есть Космическое Слияние – «возвращение блудного сына», слияние человеческой монады, сынов Божьих со своими Небесными Отцом-Матерью. Конечно, монады возвращаются обогащенные опытом путешествия в нижележащих слоях материи.]

6. Время и пространство

Космогоническим аспектам времени и пространства в «Разоблаченной Изиде» уделено не много места. Возможно, это связано с тем, что в XIX веке научные и философские представления о времени и пространстве были еще недостаточно развиты. В частности, не было понимания относительности пространственных и временных отношений. Пространство и время отождествлялись (впрочем, как и сейчас) с их физическими ипостасями. Не было (как не существует и сейчас) правильного представления о соотношении прошлого, настоящего и будущего.

Елена Петровна отмечает, что будущее существует в астральном свете в виде зародыша так же, как настоящее существовало в зародыше в прошлом. Кроме того, поясняет она, «у вечности не может быть ни прошлого, ни будущего, но только настоящее, так же как беспредельное пространство, в его строго буквальном виде, не может иметь ни далеких, ни близких мест». Эти положения подробно разъясняются в «Гранях Агни Йоги» [15]. «Наши концепции, – пишет Е.П.Блаватская, – ограниченные узкой ареной нашего опыта, пытаются приспособиться если и не концу, то, по крайней мере, к какому-то началу времени и пространства, но ни того, ни другого в действительности не существует, ибо в таком случае время не было бы вечным, и пространство беспредельным» (с. 154). Это положение нельзя отнести к нашей физической Вселенной, ибо она возникает в определенный момент времени в ограниченном объеме пространства (планковский объем). Но оно в полной мере относится к Мультиверсу.

7. Эволюционные циклы

К космогоническим аспектам относится и вопрос о циклах. Это один из первых вопросов, на которых останавливается Елена Петровна в «Разоблаченной Изиде». Проблема циклов, по-видимому, наиболее сложна. Это связано не столько со сложностью вычислений, сколько с сокровенностью знаний о них. Елена Петровна отмечает, что «точное количество лет, из которых состоит каждый цикл, или юга, остается ненарушимой тайной святилищ и сообщается только посвященным» (с. 245). В «Разоблаченной Изиде» рассматриваются греческие и халдейские циклы, а также циклы буддийской и индуистской хронологии.

Греческие и халдейские циклы относятся скорее к истории человечества, чем к космогонии и космологии. Упоминаются сосус (60 лет), нерос (600 лет) и сар или сарос (3600 лет).5

_______________________________________________

5 Не следует путать его с астрономическим саросом. Сарос по-халдейски означает «повторение».
Астрономический сарос – означает период повторения затмений. Число затмений в году и их последовательность меняется от года к году. Например: солнечное – лунное – солнечное – солнечное – лунное – солнечное – солнечное. В другой год порядок следования и количество затмений может быть иным. Порядок следования затмений повторяется через период времени 6585 суток (или приблизительно 18 лет). Этот период и называется в астрономии саросом. Через период времени, равный 3 астрономическим саросам порядок следования затмений повторяется в той же точке земного шара.

Сарос лежит в основе определения «великого года»: один великий год равен 6 сар, или 21600 лет. По порядку величины он близок к прецессионному году – периоду обращения полюса Земли вокруг полюса эклиптики 25800 лет. Если определить «великий год» как 6 (сар + нерус + сосус), то получим 25560 лет, что уже совсем близко к прецессионному циклу.

Елена Петровна сообщает, что в конце каждого «великого года» на нашей планете происходит большая физическая революция. Полярный и экваториальный климаты постепенно обмениваются местами, первый медленно передвигается по направлению к экватору, а тропическая зона <…> заменяется пустынями ледяных полюсов. Эта смена климатов обязательно сопровождается катаклизмами, землетрясениями и др. космическими конвульсиями» (с. 25). По всей вероятности, это происходит из-за изменения наклона земной оси к плоскости эклиптики. Елена Петровна ясно осознает, что эти представления не имеют подтверждения научными данными, и призывает ученых не спешить с выводами6.

_______________________________________________

6 В «Тайной Доктрине» она уточняет, что речь идет именно о прецессионном цикле, и что причиной изменения климата является изменение наклона земной оси. «Пусть тот, кто хорошо ознакомлен с астрономией и математикой, оглянется назад на сумерки и тени Прошлого. Пусть наблюдет и отметит то, что он знает об истории народов и наций, и сопоставит их соответствующие подъемы и падения с тем, что известно, как астрономические циклы – особенно же с Звездным (Сидеральным) Годом, равняющимся нашим 25 868 солнечным годам. <…> Смысл того, что мы утверждаем, ясен. Каждый Сидеральный Год тропики отступают от полюса на четыре градуса при каждом обороте, начиная от точек равноденствия по мере обращения экватора через созвездия Зодиака» (Т.Д. Том 2, стр. 413 – 414).

Помимо названных циклов, использовался еще один период гелиакал или гелиакос. Он равен примерно одно десятитысячелетие плюс один нерос (10600 лет?), но его истинная длительность вне стен святилищ была неизвестна. Геродот приписывал гелиакосу 10800 лет, а Линус 13984 года. Этот период связан с повторениями потопов («в течение этих чередующихся времен мир поочередно будет сжигаться и затопляться»). Вот все скупые сведения о греческих и халдейских циклах, сообщаемые в «Разоблаченной Изиде».

Буддийская и индуистская хронология оперирует гораздо большими циклами, имеющими поистине космогоническое значение. Елена Петровна упоминает о самом большом космогоническом цикле – Маха-кальпе, но не дает его численного выражения. Из других источников (см., например [4]) известно, что Маха-кальпа составляет 311 040 000 000 000 ? 3х1014 земных лет. Маха-кальпа – это Век Брамы. Брама живет 100 Лет. Следовательно, один Год Брамы составляет 3 110 400 000 000 ? 3.х1012 земных лет. Год Брамы равен 360 Дней Брамы + 360 Ночей Брамы. Отсюда 1 День Брамы = 4 320 000 000 лет, т.е. порядка 4 миллиардов лет. Заметим, что эта величина сопоставима с возрастом Солнца, а Сутки Брамы 8 640 000 000 лет порядка возраста Галактики. Нельзя утверждать, что именно эти совпадения значимы, но какая-то связь с космогоническими процессами на физическом плане здесь явно ощущается.

Периоды равные Годам Брамы трудно сопоставить с какими-то известными современными космологическими циклами. Возможно, они описывают эволюцию Космоса на более тонких планах. Хотя в модели бесконечно расширяющейся физической вселенной время в 1014 лет соответствует эпохе, когда ядерные реакции в звездах закончатся, и они перестанут светить, превратившись в черные дыры и холодные черные карлики. Впрочем, не ясно, можно ли считать эту модель справедливой. Согласно индуистской традиции в конце каждого Дня Брамы (или каждой кальпы) уничтожаются все миры, а затем после Ночи Брамы они возрождаются в новой кальпе. В конце Махакальпы уничтожаются не только миры, но и все сущее, включая самого Браму, а затем после Пралайи, длящейся 100 Лет Брамы, рождается новый Брама. [4, Т.II, с. 676)].

Любопытно продолжить построение периодов по схеме Век–Год–День на более короткие периоды, введя 1 Час, 1 Минуту и 1 Секунду Брамы. Тогда:

1 Час Брамы = 4 320 000 000 : 12 = 360 000 000 лет,

1 Минута Брамы = 360 000 000 : 60 = 6 000 000 лет,

1 Секунда Брамы = 6 000 000 : 60 = 100 000 лет.

Впрочем, нам неизвестно, используются ли эти периоды в каких-либо метанаучных исчислениях.

Говоря об индуистских и буддийских циклах, Е.П.Блаватская упоминает четыре юги7: сатия-юга, третия-юга, двапа-юга и кали-юга.8 Длительность их относится как 4:3:2:1.

_______________________________________________

7 На самом деле их семь [4], но три юги не называются.

8 В [4] они называются иначе: критаюга, третаюга, двапараюга и кали-юга.


Первая – сатия-юга длится 1 728 000 лет

Вторая – третиа-юга 1 296 000 лет

Третья – двапа-юга 864 000 лет

Четвертая – кали-юга 432 000 лет.

Общая продолжительность их составляет маха-югу или божественный век (не путать с Веком Брамы!). Одна маха-юга равна 4 320 000 лет. 1000 маха-юг составляют одну кальпу 4 320 000 000 лет, что равно Дню Брамы.

В эволюции Мира чередуются периоды внешней активности манвантары и равные им по длительности периоды видимого покоя – пралайи. Различные циклы (планетарные, солнечные и т.д.) имеют свои манвантары и пралайи. В «Разоблаченной Изиде» приводится манвантара длительностью 308 448 000 лет. В манвантаре содержится 71 маха-юга (308 448 000 = 71 х 4 320 000 + 1 728 000). Последнее слагаемое называется сандхия, оно учитывает утренние и вечерние «сумерки». По величине сандхия равна длительности сатия-юги. С другой стороны, манвантара составляет приблизительно 1/14 кальпы (14 х 308 448 000 + 1 728 000 = 4 320 000 000 = 1 кальпа). Последнее слагаемое в скобках – сандхия. В работе «О Космических циклах, манвантарах и кругах» [16] Елена Петровна указывает, что сандхия была добавлена к Дню Брамы браминами «для соблюдения эзотерической тайны». В той же работе говориться, что День Брамы составляет общую продолжительность существования нашей (земной) планетарной цепи, состоящей из семи Кругов (7 манвантар и 7 пралай). Следовательно, приведенное в «Разоблаченной Изиде» значение манвантары соответствует манвантаре нашей земной цепи. Если говорить более точно, длительность манвантар меняется от круга к кругу; приведенное значение манвантары относится к 4-му Планетарному Кругу, в котором мы живем [16]. Это также среднее по семи Кругам значение манвантары. Что касается Солнечной Манвантары, то она включает эволюцию на семи планетных цепях с промежутками (пралайями) при переходе с одной цепи на другую. Значение ее нам неизвестно, но ясно, что она должна быть порядка от нескольких Дней до нескольких десятков Дней Брамы.

Чему соответствует современный момент времени? Согласно «Разоблаченной Изиде», мы живем в кали-юге 28-го века (28-ой махаюги) 7-ой манвантары (с. 26). В «Мифах народов мира» уточняется, что современная эпоха соответствует 51-му Году Жизни нынешнего Брамы, 1-му Дню этого Года, 7-ой манвантаре этого дня, 28-ой махаюге этой манвантары [4, II, с. 676]. Как это понимать? 7-я манвантара соответствует 7-ому Планетарному Кругу, а мы находимся в средине 4-го Круга. По-видимому, это надо понимать так: мы прошли три манвантары, три пралайи, и сейчас находимся примерно в средине 4-ой манвантары (или 7-го периода, считая и манвантары и пралайи). Однако в вопросе о том, сколько времени прошло от начала нынешнего Дня Брамы (нынешней кальпы) до начала текущей кали-юги остается много неясного. Также неясно, сколько времени прошло от начала нынешней манвантары до современного момента. По-видимому, это связано с сокровенностью знаний о циклах. В цитированной выше работе [16] сообщается, что от начала космической эволюции на глобусе А нашей планетной цепи (т.е. от начала кальпы) до современного периода прошло 1 955 884 685 лет. Эту величину (или очень близкую к ней) можно получить, если считать длительность всех семи манвантар одинаковой и равной средней длительности манвантары в кальпе (3 х 308 448 000 + 3 х 308 448 000 + 27 х 4 320 000 + 1 728 000 + 1 296 000 + 864 000 + 432 000 = 1 971 648 000 лет). Но в той же работе раскрывается очень важный ключ ко всем вычислениям: все циклы – манвантары, длительность эволюции на семи глобусах, длительности рас – изменяются от первого до седьмого цикла в отношении 1:2:3:4:6:7. Если учесть это обстоятельство и то, что прошла первая, более короткая, половина кальпы, то результат вычисления будет иным.

Указанное соотношение длительности циклов (1:2:3:4:6:7) приводит к интересным данным о середине цикла. Если длительности всех циклов равны, то средина большего цикла приходится точно на середину 4-го из составляющих его меньших циклов. Средина кальпы, состоящей из 7-и планетарных кругов приходится точно на средину четвертого круга: 3,5 круга до середины и 3,5 круга – после. Но если учесть приведенное соотношение, то середина цикла смещается в стороны более длинных составляющих. Так, для эволюции на глобусе D, состоящей из семи рас, средина эволюции падает не на средину 4-ой расы, а на конец пятой расы (4/5 от начала расы), т.е. на момент близкий к современной эпохе. Это интересное обстоятельство, но не следует придавать ему большое значение. Нам даны не все ключи, и поэтому вычисления не могут быть точными. Для примера приведем суммарную длительность семи рас на глобусе D согласно [16]: 1 574 344 + 3 148 688 + 4 723 032 + 6 297 376 + 7 871 720 + 9 446 064 + 11 020 408 = 44 081 632. Сумма в точности равна продолжительности существования человечества на глобусе D, согласно тому же источнику. Это может быть только в том случае, когда начало каждой расы точно совпадает с концом предыдущей расы. Но мы знаем, что это не так: в Учении имеются указания на то, что расы сосуществуют подобно поколениям людей. В этом случае продолжительность существования человечества на данном глобусе должна быть меньше суммарной длительности всех рас.

Снова приходится вспомнить о том, что точное количество лет, из которых состоит каждый цикл, «остается ненарушимой тайной святилищ и сообщается только посвященным». Приведем еще следующую выдержку из цитированной выше работы [16]: «Мы уже утверждали, что вышеприведенные числа является точными, если правильны экзотерические вычисления браминов о дне Брахмы. Но мы можем опять-таки заявить здесь, что эта цифра не является точной, если она выводится из экзотерических цифр. Однако, мы можем добавить, что данное нами объяснение прогрессий, и т.д., это факты, и они могут быть с уверенностью использованы, если какие-нибудь из описанных выше чисел известны в их правильном виде, в вычислении всех остальных чисел. Мы объяснили эти процессы потому, что нам известно, что ни одна из точных цифр никогда не объявлялась, поскольку они относятся к Мистериям Посвящения и тайнам оккультного влияния Цифр». Можно понять это так: дана правильная схема вычислений, но чтобы воспользоваться ею для получения результатов, надо знать точное значение хотя бы одной из приведенных здесь цифр (своего рода нуль-пункт), но как раз это и неизвестно. Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере. В «Мифах народов Мира» сообщается, что текущая Кали Юга, в которой мы живем, началась с 17 на 18 февраля 3102 г. до н.э. [4, Т. 2, с. 676]. Поскольку продолжительность Кали Юги составляет 432 000 лет (см. выше), то, следовательно, до ее конца остается еще около 427 000 лет. Между тем, в Книге «Надземное» сообщается, что конец Кали Юги наступил в 1942 году. «По некоторым причинам, – говорится там, – этот срок был затемнен, и лишь немногие догадывались, что гигантские цифры оставались как символы» [17, 106].

Отмеченные неопределенности затрудняют сопоставление циклов с научными данными о возрасте Земли и земной жизни.

Авторы выражают благодарность Ю.Е.Маняхину за указание на работу Е.П.Блаватской «О космических циклах, манвантарах и кругах» [16].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.П.Блаватская. Разоблаченная Изида. Том 1. М.: Российское теософское общество, 1992.
  2. Уранов Н. Нести Радость. Рига: «Мир Огненный», 1998.
  3. Желиховская В.П. Е.П.Блаватская и современный жрец истины: Ответ г- жи Игрек (В.П.Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву. http://yro.narod.ru/bibliotheca/Teosophija/Zelichovskaja.htm
  4. Мифы народов мира/ в двух томах. М.: «Советская энциклопедия». Т. 1, 1980. Т. 2, 1982.
  5. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., 1991. Т.1, С. 108
  6. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: «Золотой Век», 1994.
  7. Уранов Н. Жемчуг Исканий. Рига: «Мир Огненный», 2003. § 389.
  8. Рерих Е.И. Огонь неопаляющий. М.: МЦР. 1992. С. 21
  9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  10. Черепащук А.М., Чернин А.Д. Вселенная, жизнь, черные дыры. Фрязино, 2003. С. 55.
  11. Симаков Ю.Г. Перформированная космическая эволюция. Первый прорыв в наших представлениях // Вестник SETI, 2001. № 1/18. С. 18–34. Он же. Перформированная космическая эволюция //Земля и Вселенная, 2002. № 4. С. 81– 89.
  12. Гендель М. Космогоническая концепция розенкрейцеров. КФДР, 1993.
  13. Беспредельность.
  14. Уранов Н. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск V. М., 2003.
  15. Грани Агни Йоги. Выпуск I – XIII. Новосибирск, 1960–1972.
  16. Блаватская Е.П. О космических циклах, манвантарах и кругах // Секреты Кармы. М. 1995.

    Рукопись этого незавершенного эссе, написанная рукой Е. П. Б., находится в Адьярском архиве. Некоторые ее страницы утрачены, а некоторые фразы нарушены и испорчены. В ней не содержится никакого определенного признака, по которому можно было бы установить время ее написания, за исключением того факта, что в примечаниях упоминаются шестое и седьмое издания "Разоблаченной Изиды". Эта рукопись содержит числовые отношения и данные, которые не упоминаются Е. П. Б. ни в каких иных ее сочинениях. Она содержит важные ключи, которые изучающие могли бы применить к различным космологическим проблемам, возникающим в их личных занятиях. В связи с этой рукописью следует особо отметить тот факт, что она написана двумя различными почерками, один из которых более крупный и округлый, чем обычный почерк Е. П. Б. Она была впервые опубликована в "Теософисте", том LXXIX, март 1958 г., стр. 367–372. – Составитель.
  17. Надземное. М., 1996.

Л.М.Гиндилис, действительный член Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского,
Н.В.Дмитриева, аспирант Московского государственного педагогического университета

Работа докладывалась на Международной конференции «Блаватская и современность», посвященной Дню Белого Лотоса (Днепропетровск, май 2008) и Международной научно-практической конференции «Мифологическое и космическое мышление в XXI веке» (Аркаим, август 2008).


RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика