СОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В МИРОЗДАНИИ*

В современном научном знании сознание рассматривается как одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека, его способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. В философии диалектического материализма сознание выступает как осознанное бытие, как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира. В.А.Лекторский определяет сознание как состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях (Лекторский В.А. Сознание // Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2000). Для философии главным является вопрос об отношении сознания к бытию: что первично, и что вторично.

_____________________________________

* Статья публикуется в сокращении.

 

Многоплановость сознания делает его предметом изучения многих дисциплин. Помимо перечисленных философии, социологии и психологии, определенный вклад в изучение сознания вносят нейрофизиология и экспериментальная психология. Несмотря на большое внимание, которое уделяется проблеме сознания в современном научном знании, мы еще весьма далеки от понимания этого феномена. По характеристике Уэллэса (Alan Wallace), научное изучение сознания находится сейчас на том же уровне, на каком была физика до Галилея.

Думается, что для понимания природы сознания был бы полезен исторический подход, поскольку в процессе развития знания многие важные аспекты понимания этого феномена были утеряны. Отметим кратко основные этапы, следуя Философскому энциклопедическому словарю (М., 1983). При этом рассматривается только европейское знание. Место сознания в восточной философии – это отдельная тема.

В античности не было строгого разделения на материальное и идеальное в трактовке сознания. Гераклит обозначал основу сознательных действий человека термином «логос», что означало и слово, и мысль, и, главным образом, сущность вещей. Ценность человеческого разума определялась степенью его приобщённости к Логосу как к объективному миропорядку. Грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем такой взгляд развивался Сократом и Платоном. Согласно Платону, «бестелесный» космический разум проникает все Мироздание, являясь перводвигателем и источником гармонии Космоса. Он способен адекватно мыслить самое себя. Так и человеческий разум в каждой индивидуальной душе, являясь проявлением космического разума, созерцает (сознает) самого себя и является началом, регулирующим поведение человека.

Существенное значение имели древние представления о пневме как материальном носителе психики, как посреднике между душой и телом (Гален). Отметим два важных момента. Первоначально пневма отождествлялась с дыханием, что позволяет проследить связь между дыханием и мышлением – идея, которая развивается в учениях восточной Йоги. И второе. Существовали две школы врачей-пневматиков, одни локализовали пневму в мозгу, другие1 – в сердце. То есть процесс мышления связывался не только с мозгом, но и с сердцем.

_____________________________________

1 Сравни: «Желание первым возникает в Том, что было первичным зародышем в уме, и который Мудрецы искали посредством разума, интеллекта и нашли его в своем сердце. Нашли, что оно есть связь и звено, которое соединяет Существо с Несуществом, или Манас с чистым Атма-Буддхи». (Ригведы. Гимн о сотворении Мира в переводе Е.И.Рерих. См. Е.И.Рерих. У Порога Нового Мира. М,: МЦР, 2000. С. 240).

 

В средние века сознание трактуется как Надмировое Начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. Представляет интерес учение Иоанна Дунс Скота, согласно которому материя мыслит. Думается, здесь отражаются метанаучные представления о ментальной материи, являющейся субстанцией мысли.

В философии нового времени на представления о сознании большое влияние оказали идеи Р.Декарта. Выдвигая на первый план самосознание, Декарт рассматривал его как внутреннее созерцание субъектом содержания своего собственного мира, как некую субстанцию, открытую лишь для созерцающего ее субъекта и противостоящую внешнему миру. Французские материалисты XVIII века считали, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой человек может приобретать знания о природе и о самом себе. Эта точка зрения господствует в науке и до настоящего времени. В дальнейшем были изучены различные уровни сознания, соотношение чувственного и логического, индивидуального и социального и др. Но, похоже, что при этом сущностные элементы сознания были забыты.




В Живой Этике сознанию уделяется исключительное внимание. Пожалуй, ни одна категория не встречается на страницах Учения столь часто. Говорится о необходимости расширения сознания, о его углублении, о необходимости утончении и очищения сознания. Рассматриваются различные качества сознания. Мы остановимся лишь на онтологическом статусе сознания.

В русском языке само слово «сознание» указывает на его связь со знанием. Сознание = Со-Знание, т.е. совокупное, соединенное (объединенное) или накопленное Знание. Живая Этика рассматривает сознание как энергию. «Сознание есть божественная энергия» (Знаки Агни Йоги, § 406). В той же книге сказано: «Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» (Знаки Агни Йоги, § 275). Итак, сознание есть энергия, накопленная вокруг ядра духа. Но это означает, что сознание тесно связано с духом: сознание есть дух (точнее, эманации духа, накопленные вокруг его ядра).

В философии, когда говорят о сознании, обычно подразумевают также разум. Но каково соотношение между этими понятиями остается неясным2 . Важное разъяснение, с позиций Живой Этики, дается Николаем Урановым:

«ДУХ, ИЛИ ОГОНЬ, ЕСТЬ СОЗНАНИЕ, НО ЭТО СОЗНАНИЕ НАХОДИТСЯ В ПОТЕНЦИАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ДУХ НЕ СОПРИКОСНЕТСЯ С МАТЕРИЕЙ. СОПРИКОСНОВЕНИЕ С МАТЕРИЕЙ ПОРОЖДАЕТ ЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ; ЖИЗНЬ ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ МАТЕРИИ. ПОЗНАНИЕ МАТЕРИИ, КАК УЖЕ БЫЛО СКАЗАНО, ПЕРЕВОДИТ ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ВСОЗНАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЕ. Стадии, или ступени, плотности или утончения материи позволяют потенциальному сознанию проявить соответственный данному слою материи разум.

_____________________________________

2 Интересные соображения о разуме и сознании и об их различии высказывает Лев Толстой. «Глядя на человека, как на предмет наблюдения с какой бы то ни было точки зрения, – богословской, исторической, этической, философской, – мы находим общий закон необходимости, которому он подлежит так же, как и все существующее. Глядя же на него из себя, как на то, что мы сознаем, мы чувствуем себя свободными. Сознание это есть совершенно отдельный и независимый от разума источник самопознания.

Через разум человек наблюдает сам себя; но знает он сам себя только через сознание...» (Толстой Л.Н. «Война и мир» (в двух книгах). Художественная литература», М., 1970. т.2. с.704).

 

Таким образом, РАЗУМ ЕСТЬ ПРОЯВЛЕННОЕ, ИЛИ КИНЕТИЧЕСКОЕ, СОЗНАНИЕ» [1]. В письме к другу он пишет: «Дух есть не Разум, но Мудрость. Разница этих понятий огромна. Разум есть результат взаимодействия духа и материи. Сущность еще не прошедшая через слои материи, обладает потенциальной мудростью, но на проявленном плане она бессодержательна» [2].

В метанаучной космогонии Огонь, Дух (Луч Абсолюта), касаясь Непроявленной Прегенетической Материи, образует Огненную Субстанцию – Матерь всего Сущего, всей Проявленной Вселенной, которую гностики называли Святым Духом, и этот Святой Дух (София) был Женского Начала. Разум есть Сын Софии (Мудрости), ее первенец.

Уранов пишет: «Мудрость и разум – это не одно и то же, хотя мудрость является ядром разума. Мудрость является женским Началом, а Разум мужским, или, говоря иначе, Мудрость является Матерью разума, а разум является сыном Мудрости. Божья Матерь – Пресвятая Дева, Чистая и Непорочная <...> родила первенца Буддхи-Меркурия – Разум, в результате прохождения через плотные слои Материи, которые являются ее отражением. Это процесс самопознания путем самоуплотнения или дифференциации – процесс ПРОЯВЛЕНИЯ. Тяжеловес не может проявить свою силу, если нет гирь. Храбрец не может проявить свое мужество, если нет сильного нападающего врага. Мудрец не может проявить свой разум, если нет задачи, которую ему надо решать. Дух, именно Святой Дух – София – Женское Начало, или Мудрость, не может проявить свой потенциал (свое потенциальное сознание), если он не соприкасается с объектом познания – с каким-то слоем уплотненной Субстанции или Материи. Материя есть форма Субстанции, форма временна, форма создается и разрушается, но опыт создания формы остается, и он является РАЗУМОМ – ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ДУХА» [3].

Итак, Сознание (накопленное знание) может находиться в двух состояниях – в проявленном и непроявленном. В непроявленном состоянии оно – Мудрость, Дух, обладающий потенциальной способностью познавания. Это потенциальное сознание. Дух есть потенциальное Сознание (точнее, Сознание в потенциальном, непроявленном состоянии). Проявляясь, Дух вступает во взаимодействие с Материей, познает ее. Накопленное ранее знание (со-знание) реализует свою потенциальную возможность познавания и превращается в сознание кинетическое. Это кинетическое сознание, с помощью которого осуществляется познание Материи и дальнейшее накопление (приращение) Знания, и есть Разум – проявленное или кинетическое Сознание.

Можно представить себе такую аналогию с физического плана. Информация, записанная на магнитном носителе – это накопленное знание (со-знание). До введения в ЭВМ эта информация (программа) представляет собой потенциальное сознание. Для ЭВМ – это «Абсолютная Мудрость», «Дух». Когда мы запускаем программу, информация, записанная на магнитном носителе, вступает во взаимодействие с системами ЭВМ (ее материей). Информация, которая находилась прежде в потенциальном состоянии, теперь начинает действовать. Потенциальное сознание превращается в кинетическое, в действующий машинный разум. При работе ЭВМ возникают сбои, программу приходится отлаживать, приспосабливать ее к ЭВМ. Для машины Программа, составленная Неведомыми Программистами, есть Абсолютная Мудрость, к познанию, к реализации которой стремится ее машинный разум.

Или другая аналогия. Человек приходит в лабораторию, вооруженный Знаниями. Это результат накопления прежних поколений ученых. Кроме того, в его распоряжении библиотеки с книгами. Это все тоже накопленное Знание. Само по себе это Знание не может реализоваться. Это накопленная человеческая Мудрость есть лишь потенциальная способность к познаванию. При взаимодействии с познающим субъектом (исследователем) это потенциальное знание превращается в кинетическое, действующее знание, с помощью которого рождается новое научное знание, происходит накопление мудрости человечества (его сознания). Не имея накоплений (опыта, который дается обучением и исследовательской работой), человек, пришедший в лабораторию, ничего не сделает. Но и потенциальное знание человечества, в том числе, накопленное на полках библиотек, не может реализоваться иначе, чем через взаимодействие с исследователем. Это взаимодействие питает его разум, с помощью которого он добывает новое знание.

Когда Дух вступает во взаимодействие с Материей, потенциальное сознание переходит в кинетическое. Дух, на плане проявленном, становится Разумом, а Материя, соединенная с Духом, обретает Сознание (в его проявленной кинетической форме, т.е. в форме разума).

Сказанное о Сознании, о двух его состояниях – потенциальном и кинетическом – столь же относительно, как и сами понятия «проявленное», «непроявленное». Из двух соседних планов Бытия высший будет непроявленным по отношению к низшему. Соответственно и сознание высшего плана будет находиться в потенциальной форме по отношению к плану низшему. Но, по отношению к плану еще более высокому, чем данный, оно будет находиться в кинетическом состоянии. Так, для человека Четвертого Круга, Буддхи – потенциальное сознание – Мудрость, соединяющая человеческое Эго с Космическим Сознанием (Космической Мудростью – Софией). Манас – кинетическое сознание.

Когда начинается новый цикл проявления, накопленное в предыдущих циклах потенциальное сознание, вступая во взаимодействие с проходимыми слоями материи, превращается в сознание кинетическое. В результате познания материи разумом происходит новое накопление сознания – накопление данного цикла. Таким образом, в процессе эволюции вокруг зерна духа постоянно происходит накопление сознания (соединенного знания), как результат познания с помощью разума проходимых духом слоев материи. Сознание есть знание, накопленное вокруг ядра духа – Монады – за все время ее странствия через различные слои материи. То есть, сознание состоит как бы из двух частей: прошлых накоплений и накоплений данного цикла. «Сознание, – говорится в "Мире Огненном", – содержит в себе все следы пройденных жизней, отпечатки каждого проявления, как и каждую мысль и устремление к проявлению широкого горизонта. Сознание питается Чашей и Сердцем, и каждая нагнетенная энергия отлагается в сознании, неразрывно связанном с духом. Ведь дух, отделившийся от тела, сохраняет всю совокупность энергий высших и низших» (Мир Огненный. Часть 3. § 227). «Сознание есть орган трех миров. Накопление сознания следует за всеми оболочками» (Надземное, § 597).

«Приходя в сферу эволюции какого-либо космического тела, – пишет Уранов, – человек представляет собой «ЯДРО ДУХА» или Искру Божественного Огня, окруженную совокупностью знаний, добытых прошлыми взаимодействиями Искры или Монады с уже прошедшими [пройденными – Л.Г.] зонами индивидуализированной материи» [4]. Вот эта совокупность знаний, окружающая Монаду, и есть Сознание. А Разум – это опыт создания формы, т.е. тоже накопленное (приобретенное) знание (сознание), но не в потенциальной, а в проявленной, кинетической форме. Этот опыт (знание) используется для создания (творения) новых форм материи, новых форм жизни. Таким образом, Разум есть творческая способность Духа (способность познавания, способность творения).

При такой трактовке понятие «Сознание» шире, чем понятия «Дух» и «Разум». В непроявленном состоянии оно – дух, в проявленном состоянии – разум. Дух есть потенциальное сознание, разум – кинетическое. При проявлении потенциальное сознание переходит в кинетическое. Дух становится Разумом. Точнее, Дух оплодотворяет Материю, которая рождает Сына – Разум. В этой трактовке соотношение между понятиями «Сознание», «Дух», «Разум» такое же, как в физике между понятиями «Энергия», «Потенциальная энергия» и «Живая сила».


Сознание и его роль в мироздании. Л.М. Гиндилис

Отметим еще одно положение – о тройственном мышлении. Как сказано в «Надземном», «ему отвечают – мозг, сердце и сознание. Мозг – разумен, сердце – чувствительно и сознание – мудро» (Надземное, § 489).

Рассмотрим подробнее, как трактуется разум в Живой Этике. Согласно ЖЭ, Разум, как воплощение Духа, не существует в чистом виде. Он проявляется только через посредство той или иной материи (точнее духоматери). Человеческий разум – манас проявляется через материю камического и буддхического планов, образуя низший кама-манас и высший буддхи-манас. Интеллект, или рассудочный ум, относится к кама-манасу. Согласно Н.А.Уранову, низшие слои кама-манаса образуют «животный ум», или «лунный разум», который занят удовлетворением запросов плотного тела и астрала. Высший, или «Солнечный Разум» (Буддхи-Манас) занят усовершенствованием духа или высшего Ego человека. Между ними находится разум, безразличный и к астралу и к Буддхи. Это и есть рассудочный ум, интеллект, представляющий собой верхние слои кама-манаса, которые соединяют его с Высшим Разумом. «Это бесстрастный ум, которому безразлично, служит ли он Земле или Небу, Солнцу или Луне. ОН – ОРУДИЕ ПОЗНАНИЯ. Его "страсть" – познавать. Что познавать, для чего познавать – ему безразлично. Лишь бы познавать. Этот беспринципный исследователь и есть разум современного человечества, его «научная мысль», в силу невысокого состояния нравственности больше служащая астралу, чем Буддхи» [5]. Вот почему в ЖЭ говорится: «Интеллект не есть мудрость. <...> Интеллект есть преддверие мудрости» [6].

Возвращаясь к этому вопросу, Уранов пишет: «Наш мир – Земля – в цепи эволюционирующих миров находится между Венерой и Марсом, с одной стороны, и между Юпитером и Меркурием – с другой. Первая пара представляет собой ЧУВСТВО, вторая – РАЗУМ. Кама и Буддхи связаны между собой Манасом. Нижняя половина Манаса связана с Камой, высшая – с Буддхи.

Меркурий представляет собою ПОСРЕДНИКА между этими двумя слияниями чувства и разума [т.е. интеллект – Л.Г.]. Сам он не творит ни добро, ни зло, но его задача РАСПОЗНАВАТЬ ИМПУЛЬСЫ высших и низших принципов. Он походит на ту точку, которая находится в центре коромысла ВЕСОВ с чашами для взвешивания низших и высших проявлений. Он – БЕССТРАСТНЫЙ СУДЬЯ, определяющий СООТНОШЕНИЕ ДУХА И МАТЕРИИ; он – вершина кама-манаса и опора Буддхи-Манаса, он МОСТ, по которому впечатления от изучения материи Земли передаются Эго для отложения в "чаше"» [7].

Гипертрофированное развитие техники и «машинной цивилизации», негативные последствия чего начинают осознаваться даже на уровне обыденного сознания, вызвано гипертрофированным развитием интеллекта в ущерб развитию духовности. В чисто рассудочной сфере человеческий ум не может конкурировать с созданными им самим компьютерами, это направление развития разума, по-видимому, уже близко к исчерпанию. Но человеческий разум обладает неисчерпаемыми потенциальными возможностями, которые начинают проявляться через интуицию, озарения и другие высшие (пока ещё мало изученные) формы сознания. Когда в ЖЭ говорится о Космическом Разуме и его неисчерпаемых, беспредельных возможностях, то имеется в виду не интеллект, а высшие формы Разума. Это постоянно следует иметь в виду.

В Космогонии ЖЭ Разуму отводится первостепенная роль. Он возникает на самых первых стадиях проявления Вселенной из непроявленного состояния – после соединения Луча Абсолюта с Прегенетической Материей. «Махат есть первый продукт Прадханы» – сказано в «Тайной Доктрине». В процессе проявления Махат (Космический Разум) дифференцируется во Множестве, оставаясь в то же время Единым (Единым Проявленным, в отличие от Единого Неведомого – Абсолюта) благодаря психомагнитным связям между дифференцированными частицами Разума. Таким образом, Космический Разум (Махат) рассматривается как коллективный Разум – Иерархия Света. Это и есть тот Демиург, который творит Вселенную в новом цикле её проявления, в соответствии с Планом Божественной Мысли (но без предпосылки Божественного Мыслителя).

Космический Разум – Демиург создает миры – планеты, звезды, звездные системы, галактики и системы более высокого порядка. Он же населяет их всеми формами жизни.

В строительстве Вселенной принимают участие различные иерархии разумных существ – строители Космоса, действующие под руководством Иерархии Света. В мифологическом сознании эти Разумные Творческие Силы рассматривались как Боги. ЖЭ следует герметической традиции, согласно которой Боги – это бессмертные люди, а люди – смертные Боги. Нет Бога, который бы раньше не был человеком, то есть Боги должны были пройти через человеческую эволюцию (в этом цикле Вселенной или в предыдущих циклах). Таким образом, ЖЭ содержит доктрину об Иерархии (или Иерархиях) высокоразвитых разумных существ Вселенной, находящихся на различных стадиях эволюционного процесса, в том числе значительно опередивших наше земное человечество.

Каково же место человека в Иерархии Строителей Космоса? Согласно ЖЭ, человек носит в зерне своего духа частицу Божественного Разума, и ему также уготована роль Строителя Вселенной («Вы – Боги», – сказал Христос). Высшее творчество, к которому должен готовить себя человек – есть творение миров. «Человек есть сужденный создатель мира». «К этому творчеству зовет вас Владыка!» Таким образом, ЖЭ открывает перед человечеством и перед каждым человеком захватывающие перспективы. Но прежде чем они претворятся в жизнь, и человек станет Гражданином Вселенной – строителем Космоса, он должен сдать экзамен на «Аттестат Зрелости». Должен осознать свою роль и свою ответственность, должен пройти по пути совершенствования, которому учат духовные Учения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Уранов Н. Размышляя над Беспредельностью. Выпуск 2. М.: МЦР, 2000. С. 101.
  2. Уранов Николай. Нести радость. Рига: «Мир Огненный». 1998. С. 471.
  3. Уранов Николай. Жемчуг исканий, § 112.
  4. Н.А. Уранов. «Размышляя над Беспредельностью». Выпуск 1. М.: МЦР, 2008. С. 259.
  5. Уранов Н. Размышляя над «Беспредельностью». Вып. 5. М.: МЦР, 2003. С. 186-187.
  6. Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, § 508.
  7. Уранов Н. Размышляя над «Беспредельностью». Вып. 6. М.: МЦР, 2005. С. 172.

Л.М.Гиндилис, действительный член РАКЦ

Источник: http://cosmos-mentality.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=677&Itemid=201


RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика