ОБ УПРАВЛЕНИИ МИРОМ

Нельзя представить себе явление моста в Беспредельность, ибо мост нуждается в устоях.
Но Иерархия, как устои моста, доводит до берега Света. ( Иерархия )

Большая часть человечества признает, что во главе мира стоит Высшее Начало. Одни называют его богом или богами, другие воздерживаются от конкретного наименования. Признавая главенство Высшего Начала, просвещенные люди соглашаются, что от имени, принятого в каждой религии, будь-то Христос, Магомет или бесчисленные индийские боги, не зависит Его суть, ибо законы природы, законы мироздания никогда не подчинялись тому, что думает о них человек - часть этого мироздания.

Каково человеческое развитие, таков его бог. Человек создает себе своего бога сам. Первобытный человек готов признать своим богом все, что превышает его самого, все, что выходит из рамок его ограниченного миропонимания. Все непонятные и грозные явления природы, по его понятию, есть проявление божества, которому необходимо поклоняться и приносить жертвы, чтобы задобрить его и сделать к себе милостивым. Необходимость видеть и осязать своего бога приводит к тому, что всякое изделие из камня, дерева или металла становится для него богом, которому он будет молиться и поклоняться.

По мере развития человека развивается и его понятие о своих богах. Из отвлеченных они становятся более конкретными. Появляются боги, имеющие определенные названия, ведающие определенными функциями, поклонение которым требует определенных обрядов. Каждый народ и каждая нация, развивающиеся самостоятельно, по своим линиям развития, среди определенных географических и климатических условий, развивали соответствующих этим условиям и свойственных своему национальному характеру и духу своих богов.

Народы, жившие среди суровых условий жизни, создавали суровых богов, как Один или Тор, или другие северные боги, созданные северными народами. Наоборот, поэтическая природа и мягкие климатические условия юга, не требовавшие напряженной борьбы за существование, способствовавшие развитию мечтательности, склонности к поэзии и к искусствам, а избыток неизрасходованных физических сил — на развитие тела и олимпийские игры, дали совершенно иное направление человеческой мысли. В результате в древнем мире появилась особая греческая мифология, с ее сонмом богов, богинь, муз, фей и прочих обитателей греческого Олимпа, скульптурные изображения которых до сих пор пленяют наш взор непревзойденной красотой своих линий и форм. Каждый бог был олицетворением какого-нибудь, доведенного до совершенства, человеческого качества, а каждый человек, достигший в какой-нибудь области совершенства, становился в этой области богом. Божеское смешалось там с человеческим и исходило одно из другого. Боги - бывшие люди, а люди - будущие боги. Более прекрасного, полного и правильного выражения идея многобожия нигде никогда не получала [1].

Идея почитания Высшего Начала выражалась и в более причудливых формах. В Египте, например, почитание Бога вылилось в обожествление животных. Египетские храмы и форумы были полны изображениями богов в виде животных или богов при человеческих телах, обладающих звериными головами, или при звериных телах, обладавших человеческими лицами. Более всего поражало иностранца, если он попадал в святая святых египетского храма, то, что он встречал там не скульптурные изображения какого-нибудь бога или богини, но живого крокодила, живую кошку или какое-нибудь другое животное.

Идея поклонения Божеству в животном, на самом деле, имеет такое же основание, как всякое другое поклонение Божеству. Раз Единое Начало присутствует везде и во всем, то не все ли равно, в каком виде человек чтит Его? Поклоняется человек Единому Началу перед статуей Аполлона или Дианы или перед живым крокодилом, это не имеет значения. Имеет значение лишь человеческое сознание, которое и в прекрасной статуе может чтить один из аспектов Единого Начала, и в животном чтить часть Его жизни.

В одном индусском священном писании сказано: "Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне" [2]. В этом прекрасном изречении находится ключ к пониманию той истины, что не форма почитания Высшего Начала имеет значение, но сама идея, в какой бы форме она ни выражалась.

Попутно с идеей многобожия, вытекавшей из обожествления человеком первой стадии развития всего возвышенного, непонятного и устрашающего, развивалась также идея единобожия. Принято считать, что творцом идеи единобожия был Моисей, но это не так. Идея Единоначалия, Космического единства была дана человечеству от самых ранних времен в “Первоначальном Откровении”, память о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, символах, изображениях и писаниях всех древнейших народов. Моисей был, таким образом, творцом не идеи единобожия, но народа, на который была возложена задача объединить разнородные представления о Едином Начале.

Бог Израилев соответствовал тому развитию, в каком находился в то время Еврейский народ. Иначе не могло быть. Моисей не мог дать им более высоких представлений о Боге, потому что они не были бы доступны пониманию народа. Представление человека о Боге как древних, так даже и настоящих времен, складывается из его представлений о человеке. Бог есть Существо, обладающее в самой высокой степени всеми человеческими достоинствами и недостатками. А так как человек времен Моисея был весьма далек от совершенства, то мог ли быть совершенным Бог, раз мерилом представления о Боге являлся несовершенный человек?

Поэтому Бог Израилев обладал той же жестокостью, мстительностью, непримиримостью, коварством и непостоянством, какими обладал Израиль. Бог Израилев любил лишь Еврейский народ и ненавидел все другие народы. Кроме качеств, присущих народу, Он обладал устрашающей силой и могуществом, что народ видел и испытал на себе не раз в течение сорокалетнего странствования по пустыне.

Христианское религиозное мировоззрение, которое переросло столь примитивное понимание Бога, никогда не могло ни понять, ни принять Еврейского Иегову, который создал весь мир и все народы лишь для Евреев, ибо это в действительности не соответствует истине и основным положениям законов Эволюции.

Появление Христа среди Еврейского народа, предсказанное Моисеем и другими пророками, имело целью завершить дело Моисея. Христос явился, чтобы смягчить те жестокие и суровые черты Единого Бога, какие вынужден был Моисей начертать для Еврейского народа. Вместо сурового и карающего мстителя, данного Моисеем, Христос дал понятие о Боге любвеобильном и всепрощающем. Вместо "ока — за око и зуба - за зуб" – "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" [3].

Следовательно, то или иное понимание и почитание Бога не есть нечто неизменное, нечто постоянное, но, находясь в прямом соответствии с нашим развитием, есть величина меняющаяся и преходящая. То Новое Учение, которое, как объединяющий всех синтез, идет на смену всем старым учениям, тоже не есть последнее слово человечеству. Когда наступит пора поднять сознание человечества на высшую ступень, будет дано следующее учение.

"Мы, Братья человечества… в напряжении, среди чудовищного непонимания человечеством принципов Бытия, …даем Новый Завет. К этому Завету Мы зовем человечество. В этом великом Завете лежит принцип Бытия! Скажем человечеству - чтите Начала, чтите Матерь Мира, чтите величие завета Космического Магнита!" [4]

Новое понимание Того Единого Высшего Начала, Которое люди называют Богом, в сущности, может быть новым лишь для человека Запада, потому что Восток знает давно то, к чему мы подходим теперь. Все философские системы Востока, расходясь между собою в понимании второстепенных основ Бытия, единогласно признают главной основой Бытия Единую Реальность, Которая, находясь вне феноменальной Вселенной, для человеческого понимания недостижима и недоступна.

Эту Основную Реальность в Индии обозначают словом "Tat"” - "То". То, что не имеет никакого названия, никаких определений, никаких аспектов и атрибутов, ибо всякая попытка постичь и определить Непостижимое может лишь умалить и унизить Его. Но некоторые философские системы называют "То" Браманом, Парабраманом, Великим Неизвестным, Беспричинной Причиной, Абсолютом. Когда восточный мудрец, достигший столь возвышенного понимания, в разговоре доходит до одного из этих понятий, пытающихся определить "То", он благоговейно умолкает, считая, что высшая степень почитания Того, о Ком мы ничего не знаем, есть молчание, ибо всякое слово, о Нем сказанное, может лишь Его умалить.

Вся Вселенная и все, что находится во Вселенной, есть проявление Того. Оно есть все, и все есть Оно. Отсюда выражение: "Ты есть То", то есть, что человек, как высшее проявление Того, есть "То". Некоторые восточные мудрецы, пытаясь понять это Великое Неизвестное, путем метафизических рассуждении приходят к выводу, что при наступлении космической ночи, когда вся Вселенная превращается в первичный элемент, остается пространство, "все содержащее и ни в чем не содержащееся", которое не может быть упразднено, - следовательно, можно сказать, что пространство есть "То".

Но когда зарождается новая Вселенная, то необходим материал для ее образования, поэтому можно сказать, что материя есть "То". Но неподвижная материя не могла бы создать Вселенную, поэтому можно сказать, что движение есть "То". Но движение, не направляемое разумом и не подчиненное никаким законам, не могло бы привести к созданию Вселенной - следовательно, можно утверждать, что разум или закон есть "То". Одним словом, что бы мы ни взяли, все есть "То", и "То" есть все, Которое для человеческого ума навсегда останется неразрешимой загадкой и Великим Неизвестным.

Кроме Основной Реальности, или Великого Непознаваемого, некоторые философские системы признают еще Личного Бога, по индусской терминологии, Ишвару, Творящую Силу, Которая создает планетную систему, руководит ею и, по достижении ею поставленной планом эволюции задачи, разрушает ее. Каждая планетная система и каждая планета имеет своего Ишвару или, по христианской терминологии, своего Логоса. Во всех существующих верованиях, которые признают Личного Бога, Он почитается имеющим три Лица: у христиан - Отец, Сын и Дух Святой; у индусов - Брама - творящий, Вишну - хранящий и Шива - разрушающий.

Некоторые же религиозно-философские системы, как буддизм, не признают Логоса Богом на том основании, что Творящий, Хранящий и Разрушающий Логос, будучи проявлением того же Великого Неизвестного, прошедший такую же человеческую эволюцию, какую проходим мы, подчинен тем же неизменным космическим законам, как всякое другое проявление Того.

Как бы ни были высоки функции Творящей Силы, или Личного Бога, как бы ни была бесконечно длинна Его жизнь, но, при наступлении космической ночи, когда весь Космос обращается в первичный элемент, все Личные Боги, число Которых бесконечно велико, также переходят в небытие. Остается лишь Великое Неизвестное. Погружаясь в небытие последними, Личные Боги при новом дыхании Великого Неизвестного пробуждаются к бытию первыми и начинают творить новую, более совершенную Вселенную.

Христианское религиозное мировоззрение не имеет таких точных и определенных положений об Основной Реальности, какие имеют восточные народы.

Неправильно истолковав слова Христа, что "Бог есть Дух", христиане сделали из Бога-Духа не принцип, не идею, как восточная философия, но некую духовную Сущность, наградив эту Сущность всеми самыми высокими человеческими достоинствами, какими эта Сущность, по их мнению, должна была обладать. Точно так же представляют себе своего Бога дикари, с той лишь разницей, что Бог дикаря обладает самыми высокими достоинствами дикаря, а не культурного человека.

В действительности же слова Христа: "Бог есть Дух" обозначали не духовное Существо, но Дыхание Бога. Бог есть Дыхание, или Жизнь мира. Вселенная и жизнь во Вселенной есть результат Дыхания Великого Непознаваемого.

Другим основанием, почему христианские теологи сделали из Бога-Отца Сущность, надо полагать, послужили слова Христа, Который сказал: "Я и Отец – одно" [5] и ответ Христа апостолу Филиппу на его просьбу: "Покажи нам Отца" – "Видевший Меня видел Отца" [5].

Христианские теологи полагают, что если Христос сын - Сущность, то и Отец должен быть Сущностью. Но Христос назвал Отцом не Сущность, но Основную Реальность, Первопричину, Великое Непознаваемое, Которое есть одно со всем, что находится во Вселенной, и каждая Сущность, находящаяся во Вселенной, есть сын Ее. То, Чему восточная философия не дала никакого названия, Христос назвал Отцом, и придумать более удачное название трудно, ибо Оно действительно есть Отец всего существующего. От Него все получило начало, и все приходит к Нему в конце.

Как не познал христианский мир Отца, так же не познал он Сына. Можно сказать, что христианский Никейский символ веры есть сплошное заблуждение. Ни одно из положений Символа веры о Боге-Сыне не соответствует истине и является результатом фантазии и легенд.

Законы эволюции устанавливают необходимость периодического появления среди людей Высших Существ, Учителей человечества, Которые, приходя в мир для целей эволюции, дают человечеству импульс для дальнейшего развития. Таким Учителем человечества был Христос, но христианские теологи из Учителя Христа сделали Единого Сына Единого Бога, то есть такую сущность, какой во Вселенной не существует. Христиане приписали Ему и функции, которых Христос не совершал, а именно: создание всей Вселенной.

Если бы составители Символа веры в то время знали, как создаются миры, то они не приписали бы столь непосильной задачи одному Лицу. Миры создаются не в семь дней, как наивно понимают слова Моисея не обладающие истинным знанием многие христиане еще и в настоящее время, но каждая Творящая Сила, число Коих бесконечно велико, трудится над созданием одного мира, одной солнечной системы, миллионы лет, имея в своем распоряжении миллионы высших и низших подвластных Ему Сил.

Как фантастична, в представлении христиан, личность Христа, так же фантастично и Его рождение. Рождение Христа от Девы Марии есть красивая легенда, перешедшая в христианство из более ранних религиозных культов. Таким же образом, по наитию Высших Сил, согласно индусским легендам, непорочная дева Деваки рождает индусского Христа - Кришну, и дева Маха-Майя рождает принца Сидхартху, ставшего впоследствии Гаутамой Буддой.

Появление всякого необыкновенного Существа, какими были Христос, Кришна, Будда и другие, неизменно сопровождается появлением легенд об их необыкновенном рождении. Из красивой легенды христиане сделали догмат, вошедший в Символ веры как непреложная истина. Между тем истинно лишь то, что согласуется с космическими законами. Космические законы не знают никаких исключений и никаких необыкновенных рождений, кроме существующих обыкновенных.

Точно такой же ценности является и другой, изобретенный людьми догмат - догмат о непорочном зачатии. В Космосе не может быть зачатий порочных и непорочных. Всякое зачатие, или зарождение жизни, есть величайшая, недоступная человеческому уму, тайна, есть проявление творческих сил находящегося в нас Единого Начала, присущей нам божественности, и порочной быть не может. Признать какое-нибудь зачатие непорочным значит все другие зачатия сделать порочными, значит сделать совершенные космические законы несовершенными. Но несовершенство и порок заключаются не в космических законах, но в человеческом мышлении, которое вечные, неизменные божественные истины стараются заменить своим убогим человеческим измышлением. Тем не менее, "…такое упорное упоминание во всех легендах, всех народов о непорочном зачатии Высших Существ должно иметь какое-то основание. В действительности так оно и есть, но только не такое, каким оно представляется верующему христианину. И тогда как физическое зачатие и рождение, конечно, не могут уклониться от установленных Природою законов, то духовное зачатие может подлежать другому высшему закону. Потому оккультно непорочное зачатие является великой Космической Тайной и Истиной" [6], знать которую нам еще не дано.

Таким образом, ни христианского Бога-Отца, как Духовной Сущности, ни Бога-Сына, как Единого Сына Единого Бога, не существует. Он существует лишь в затуманенном ложными представлениями воображении христиан. Существует Первопричина, Великое Непознаваемое, Которое Христос назвал Отцом, поклонение Которому не требует ни верований, ни храмов, ни обрядов, Которое, как учил Христос, можно чтить лишь в духе и истине, и существуют Творческие Силы Космоса, к числу Которых принадлежит Христос, Которые все вместе образуют правящую Космосом Небесную Иерархию.

Творческая Сила, создавшая нашу солнечную систему, есть Тот Единственный Руководитель, в руках Которого находится судьба нашей солнечной системы и всего, что в ней находится, дальше Которого не идут никакие наши просьбы и молитвы.

К тому Великому Непознаваемому, Которое Христос назвал Отцом всего существующего, Новое Учение прибавляет новое понятие - Матери Мира. Во Вселенной существуют два безначальных Начала: Дух и Материя, положительное и отрицательное, мужское и женское. Как соединение положительного и отрицательного электричества дает искру, точно так же лишь соединение духа и материи дает сущность, и соединение мужского и женского начала дает плод.

Законы для проявления жизни в Космосе одинаковы с самого верха до самого низа. Изучая законы рождения человека, изучаем законы рождения Космоса. Как человек есть соединение духа и материи и результат слияния мужского и женского начала, точно так же и Космос. Как на земле человек, или мужское начало, не может дать жизнь другому существу, без матери, без женского начала, точно так же Отец Мира не может дать жизнь Миру без Матери Мира. Лишь соединение Отца, или Единого Духа, с Матерью, или Единой Материей, дает плод, дает Сына - Единую Вселенную. Поэтому не Отец, Сын и Дух Святой, но Отец, Мать и Сын, ибо как наверху, так и внизу — основной закон мироздания.

Кроме нового понятия о Матери Мира, Новое Учение говорит о Беспредельности, о красоте и величии Беспредельности, превышающих воображаемую красоту и величие воображаемых богов. Оно говорит о Космическом Разуме, о Космическом Магните, о Разумных Космических Энергиях, о высших градациях материи: Материи Матрикс и Материи Люциде, о Творческих Силах Космоса. Оно предоставляет полную свободу современному и будущему просвещенному человеку, если он находит необходимым, чтить какое-то отвлеченное начало за своего Бога.

Великое Непознаваемое, или Начало и Конец всего, должны быть скрыты от понимания людей навсегда. В этом величайшая мудрость. Должно быть Нечто, стоящее выше самого высокого человеческого понимания, Которое своей таинственностью и непознаваемостью должно вечно увлекать и манить к себе человека, ибо лишь непонятное и таинственное влечет к себе, все же расшифрованное и понятное перестает обладать притягательной силой и низводится человеком до своего уровня, до уровня обыденности.

Великое Непознаваемое нельзя познать умом, но нужно признать сердцем. Нужно принять Его в свое сознание и, не строя Ему рукотворных храмов, не устанавливая обрядов, построив Ему нерукотворный храм в сердце своем, чтить Его в духе и истине, “ибо таких поклонников Отец ищет себе”. Так сказал Христос [5].

Таким образом, на вопрос: "Кто правит миром?", можно дать следующий ответ: "Миром правят Творческие Силы Космоса, составляющие вместе Небесную Иерархию". Те личные и единственные Боги-Сущности, какие существуют во Вселенной. Все они подчиняются Единому, стоящему во главе Небесной Иерархии. Все Они Сыны Божии и Спасители мира, ибо такое название получает всякий, достигший богочеловеческого состояния и посвятивший себя служению мира.

Нет ни одного высшего Существа, Которое могло бы находиться вне этой Иерархической лестницы или Которое могло бы достигнуть ее не эволюционным, но каким-нибудь иным, самостоятельным путем. Но на какой ступени этой Иерархической лестницы находится каждый Иерарх и каждый Учитель, знать не полезно. Поэтому споры о том, чей Бог и чей Учитель выше, в высшей степени бесполезны и бессмысленны.

"Лестница Иакова - символ Нашей Обители" [7]. Лестница эта, соединяя небо с землей, доводит до Самого Высшего. "Невыносим Свет Всевышний, но Иерархия соединяет с этой ослепительной Вершиной. Там, где можно бы даже ослепнуть, там Иерархия возводит прозревшим духом. Любовь есть венец Света" [8].

Космос, как Сына Непознаваемого Отца и Непознаваемой Матери, можно уподобить дереву, ибо аналогия между высшим и низшим в Космосе полная. Как дерево, оставаясь само собою, производит бесчисленное множество семян, из которых каждое заключает в себе не только потенциальную возможность стать таким же деревом, но и возможность производства неограниченного количества таких же семян, точно так же все сущее в Космосе - его семена. Семя дерева стремится стать подобием своего родителя, таким же деревом, и если не становится им, то погибает и служит удобрением для родившего его дерева. Точно к таким же результатам законы развития жизни в Космосе приводят все другие формы Единой Космической Жизни.

Человек, как высшее проявление творческих усилий Космоса, давно уже мудрецами человечества назван микрокосмосом, или малым космосом, отражением Вселенной, и образом и подобием Бога. Человеческое тело есть отражение проявленной Вселенной, или малый Космос, а дух человеческий - образ и подобие Бога - своего Творца. Но тело человеческое превращено в малый Космос усилиями Творческих и стихийных сил природы, превратить же свой дух в образ и подобие Бога человек должен собственными усилиями. Он должен стать подобным своему Отцу, стать творцом и создавать подобие Вселенной - малые миры, или же, как семя дерева, не превратившееся в дерево, должен погибнуть и стать удобрением для Космоса.

Наращивая свой творческий духовный потенциал, человек может стать сотрудником Высших Небесных сил и с течением времени - одним из Иерархов, заняв определенную ступень на Иерархической лестнице. Таким образом, если Первопричину, или Великое Неизвестное, мы можем принять как отвлеченное Начало, то Небесную Иерархию мы должны принять как реальность, ибо реальность Небесной Иерархии засвидетельствована всеми священными писаниями, многочисленными явлениями жизни.

Так христианский богослов Иоанн Дамаскин, говоря о Братьях человечества, или, согласно христианской терминологии, Ангелах небесных, называет их "вторыми, постигаемыми умом светами, имеющими свет от первого и безначального Света", говорит, что "они – описуемы", что "они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтоб они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие" [9].

Иерархическое начало, или водительство и подчинение низшего высшему, есть такой же вечный и неизменный закон мироздания, как все другие космические законы. Иерархическое начало управления Космосом вытекает из таинства космической жизни. Космос, как живой и сложный организм, все части которого для согласованной деятельности нуждаются в своем управлении в Едином, Который, объединяя их деятельность, направлял бы разнообразное действие разнообразных органов Его к единой цели.

“Сказание о Гиганте, держащем Землю, не есть суеверие, но память о Едином, принявшем ответственность за Землю. Так в каждом действии есть единый, принявший на плечи ответственность. Единый с сотрудничеством других составляет равновесие, как волчок в движении” [8].

Вся многообразная жизнь Космоса с Его эволюцией и всем тем стройным порядком, какой мы наблюдаем в мироздании, осуществляется при помощи Иерархии. Иерархи различных ступеней власти, силы и могущества принимают участие в творчестве и управлении Космосом.

"Когда собирается новая раса, Собиратель есть Иерарх. Когда строится новая ступень для человечества, Строитель есть Иерарх. Когда строится на жизненном ритме ступень, назначенная Космическим Магнитом, то во главе стоит Иерарх. Нет такого явления в жизни, которое бы не имело в зерне своего Иерарха. Чем мощнее ступень, тем мощнее Иерарх!" [8].

Иерарх, дающий миру Новое Учение, говорит: "Не нужно обожествлять Учителя. Учитель тот, кто подаст лучший совет жизни". Говоря об Иерархии, Учитель называет Иерархов Братьями человечества. “Мы - Братья человечества" — фраза, которая много раз повторяется в Учении.

Таким образом, Братья человечества по мере развития человечества вводят его в новый круг понятий и, давая ему более точные и верные представления о мироздании и о Силах, правящих Космосом, приближают нас к Себе, называя в настоящее время Себя не нашими Богами, но нашими Старшими Братьями. Взамен богопочитания и жертвоприношений, что было необходимо тысячелетия тому назад для наших предков, от нас требуется лишь признание Иерархов и почитание Их как своих Старших Братьев.

"Трудись, твори благо, чти Иерархию Света - этот Завет Наш можно начертать на ладони даже новорожденного. Так несложно начало, ведущее к Свету. Чтобы принять его, нужно иметь только чистое сердце" [8].

"Когда мир окунулся в мрак отрицания, то, конечно, нужно ожидать разрушения старых, негодных основ, ибо как же можно переродить мир? Как может человечество очнуться, как не потрясением всех негодных устоев? Ведь только когда утвержденные новые великие принципы Иерархии осознаются человечеством, можно будет утвердить спасение человечества. Так Мы напряженно устремляем планету к принципам Иерархии Блага. Утеря высших понятий должна быть возмещена, ибо каждый утерянный принцип приносит космические перевороты. Так нужно возродить человечество принципом Иерархии" [8].

"Только обновлением мышления можно постичь человечеству новую планетную ступень. Ведь какое пространственное напряжение окружает планету! Ведь только перед великим космическим сражением бывали столь грозные предзнаменования! Потому только, когда утвердится Наша Иерархия, человечество может быть спасено” " [8].

"Иерархия есть планомерное сотрудничество — так можно было бы назвать эту часть Учения, но не боимся, если вы употребите старогреческое слово Иерархия. Если кто истолкует его в своем условном понимании, он только докажет, что мозг его не готов для кооперации" [8].

Когда Братья человечества призывают человечество к сотрудничеству, то предполагают, прежде всего, кооперацию в области духа. Однако, давая направление развитию человеческого духа в соответствии с задачами эволюции, Иерархия также руководит направлением развития народов и государств. Этот аспект деятельности позволяет назвать Иерархию Международным Правительством.

"Международное Правительство никогда не отрицало свое существование. Оно не обнаруживало себя манифестами, но действиями, которые не упущены даже официальной историей. Можно назвать факты из французской и русской революции, а также из англо-русских и англо-индийских сношений, когда самостоятельная рука извне изменяла ход событий. Правительство не скрывало наличие послов своих в разных государствах. Конечно, эти люди по достоинству Международного Правительства никогда не прятались. Наоборот, они держались на виду, посещали Правительства и были замечены множеством людей. Литература охраняет их имена, приукрашенные фантазией современников" [10].

"Исторические акты великого значения часто совершались по указу видений. Чаще, чем люди думают, Невидимое Правительство заявляло свои решения. Существа Высшие или ушедшие близкие приносят весть неизбежных сроков. Можно лишь пожалеть, что люди стараются скрыть такие видения и посещения; конечно, если тайна не была предписана. Огненная печать на устах очень прочна, но можно в записях для потомства сказать Истину, которая поддержит многие сердца" [11].

Основные неотложные задачи, которые ставит Международное Правительство перед землянами есть "единение народов оценка созидательного труда, а также восхождение сознания" [10].

Обладая знанием законов эволюции, ее течения, знанием космических сроков свершения тех или иных событий, Иерархи являются Носителями Высшего знания и все свои заключения делают на основе точных математических законов. "Нет личного желания, но непреложность законов материи. Не хочу, но знаю" [10]. А потому Иерархия по сути является Правительством Знания.

"…каждый человек, в разной степени, чует, что где-то находится средоточие знания. Там, где знания, там и мощь. Не без причины одни мечтают о Нас, но другие ненавидят и хотели бы уничтожить Нашу Обитель.

При мировых событиях наблюдатели могут усмотреть нечто поверх человеческой логики. Много раз даже преданные обвиняли Нас в промедлении и индифферентности, но такие поспешные обвинители сами видели лишь один сектор событий. Не могли они знать причины и следствия. Не могли они сопоставить привходящие обстоятельства. Они не могли предвидеть, когда именно решительный удар должен проявиться. Кто же может знать план и ведущие к нему ступени?

По своему частичному разумению люди настаивают на своих мероприятиях, но ученики Наши всегда не пресекают насильственно решение Учителя. Они понимают, как сгармонизировать свою свободную волю с Нашим решением. Нужно иметь большое равновесие, чтобы признать разумность Нашего Водительства и не искалечить свою свободную волю. Мы всегда заботимся о таком равновесии. Явленные лучшие вожди имели такое равновесие, и тем легче было преподать им Наше Решение…

По всему миру можно установить вехи Нашего Руководства. Некоторые возвышенные лица принимали его, но жалкие пародии на монархов отвергали советы и тем ввергали свои страны в бедствия. Но и такие положения Мы обращаем к добру… Мы на страже мира" [12].

Иерархическое Начало управления Космосом так широко проведено в жизнь, что не только нет ни одного космического начинания, во главе которого не было бы Иерарха, но нет ни одного существа в мире, которое не имело бы своего Руководителя, или, как называют Их в христианском мире, Ангела Хранителя, Которые Все принадлежат к той же Иерархической цепи Высших Существ.

В жизни каждого человека бывали такие необыкновенные случаи, когда он мог пострадать или погибнуть, но Водящая Рука отстраняла от него опасность, если случай этот не входил в зрелую карму, которая должна исполниться. Чуткий человек в таких случаях не может не признать водительства Высших Сил. Человек же духовно неразвитый объясняет такие явления случайностью, чаще же всего он приписывает это себе, своей находчивости, своему мужеству, но кому бы такие случаи человек не приписывал, Руководитель его не оставляет.

Всякий имеет Руководителя по своему сознанию. Чем человек по своему развитию выше, тем высший Руководитель ему дается. Под Ангелом Хранителем нельзя понимать непременно какое-то отдельное Существо из Высших сфер, но большею частью это наш собственный дух, наше высшее “Я”, которое часто определяется как совесть. Некоторые имеют друзей или знакомых, раньше их перешедших за черту, которые иногда вмешиваются в их жизнь, помогая и направляя их.

Истинными Ангелами Хранителями человечества следует признать Великих Духов, Иерархию Светлых Сил, Великое Сокровенное Братство, вечно стоящее на страже человеческих духовных нужд и эволюции. Некоторые из этих Ангелов Хранителей, конечно, в редчайших случаях, становятся руководителями отдельных личностей, но луч Их постоянно устремлен в неослабных поисках пробудившихся сознании и загоревшихся сердцем, чтобы поддержать и направить их. Но в наш век, к прискорбию, “ангелами хранителями” большинства стали темные одержатели низших сфер, голос которых легче воспринимается, ибо он никогда не идет вразрез с нашими земными вожделениями. Но горе допустившим такое приближение.

Когда в Учении говорится об Иерархе и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель, но часто именно указывается земной духовный руководитель. В Учении сказано: "Все имейте Учителя на земле" [10]. Именно земного учителя, который может явиться звеном с Иерархией Высших Сил.

"Во всех религиях уходящему от Земли давался напутственный Предстатель в виде Святого или Ангела, или усопшего родственника. Так подтверждалось существование загробного мира и надобность Руководителя. Надо привыкать к этой мысли о необходимости Руководителя. Так во всех религиях устанавливалось Наставничество и Учительство. Потому, когда говорим об Учителе, Мы напоминаем о том, что неизбежно" [8].

"Об Ангелах Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами. Почему же наше время отреклось от Высших Водителей? Когда же существовал Мир без Покровителей? И как может человечество утвердиться понятием отсутствия Водителя? Основные принципы Бытия напрягаются законами, явленными Водителями, и законы космические не меняются, но растут с космическими утверждениями. Потому Покровители человечества и всемогущая Богиня Фортуна творят рок человечества. Сознание этого великого закона может устремить человечество к Цепи Иерархии" [8].

"Потому каждое устремление, ведущее к объединению ученика с Учителем, ведет к познанию высших законов. Ученик, не желающий Учителя, тем признает свое невежество, ибо приостанавливает свое развитие. Ведь каждая сила, влекущая дух кверху, есть сила развития. Как же будем расширять сознание и возвышать дух, если не примем Руку Иерарха?" [8].

"Сколько ненужных явлений сами люди себе строят! Сколько лишних кармических затруднений себе создают! И все лишь от нежелания принять Иерархию в сердце. Так все утверждения могут лишь тогда войти в жизнь, когда сознание может принять Иерархию. Каждое зло в мире зарождается от противодействия великому принципу Иерархии. Каждая победа одерживается лишь принципом Иерархии, потому нужно так утвердиться на утвержденной Иерархии" [8].

"Осуждение и хула на Владыку непоправимы. Каждый, осуждающий Иерарха, должен помнить, что его легкомыслие и преступление на много веков засорят его карму. Действительно, если к единому Свету един путь через Владыку, то лишь крайнее невежество дозволит разрушение этого единственного пути. Нужно поставить стремление к Высшему, как сущность жизни, и принять священное отношение к этому спасительному устремлению. Умаляя Иерарха, можно осудить себя и нанести губительный вред многим близким - пора запомнить!"[8].

Противники и враги Иерархического Начала всегда придумывали жалкие измышления, чтобы умалить великое значение Иерархии и Учителя. Как на отрицательные стороны Иерархического Начала указывается на то, что при подчинении Иерархии человек теряет свободу воли и свою индивидуальность.

Но "кто боится потерять свою индивидуальность, тот не имеет ее" [8]. Потерять человек может лишь то, что он имеет. Кто не имеет индивидуальности, тому терять нечего, а кто имеет - тот потерять не может, ибо это противоречило бы законам эволюции. Цель эволюции - развитие сознания, но не порабощение его. Наши Учителя, Иерархи, развиваются и создают наше сознание не для того, чтобы отнимать его.

"Спросят: "Как же вы упоминаете Создателя, Которого не знаете?" - Скажите: "Исторически и научно знаем Великих Учителей, которые создавали качество нашего сознания". "Признавая влияние идеологии Учителей, не стесняете ли вашу свободу?" - Скажите: "Качество свободы замечательно, если она существует, ее ничем ограничить нельзя". Можно заковать тело, но сознание ничто не может умалить, кроме безобразия" [7].

Закон свободной воли — один из великих космических законов - нарушается лишь людьми на земном плане. Руководители человечества, Высшие Существа, есть блюстители космических законов, но не нарушители их. Лишь на низших ступенях развития, когда еще не развито человеческое сознание, бессознательные существа понуждаются следовать законам развития жизни силою, но когда развито человеческое сознание, то свобода воли, являясь величайшим достижением эволюции, есть, вместе с тем, главный фактор дальнейшего развития человека.

Сознательный человек может не сделать ни одного шага в своем дальнейшем развитии, если он этого не желает. В своем развитии он получает лишь то, к чему он стремится. Ответ приходит лишь тогда, когда есть запрос. Он не может получить Учителя для своего более скорого развития, если он этого не желает.

Наши Старшие Братья - Иерархи - приглашают нас для сотрудничества с Собою на пользу эволюции. При осуществлении такого сотрудничества Братья Человечества дают лишь направление и указывают путь, по которому должна следовать эволюция, но сама эволюция должна складываться руками человеческими.

"Ученик не должен быть одержимым и Учитель - поработителем. Между тем требуется осознание Иерархии и согласованность действий, совмещение свободной воли с признанием Учителя. Обычно смущаются слабые умы. Конечно, условия и ограничения противоречат свободе в ее вульгарном смысле. Но осознание целесообразности и культура составляют великое значение Учителя" [10].

"Взаимоотношения Учителя и ученика. Учитель дает указания в пределах дозволенного. Он возводит ученика, очищая его от ветхих привычек. Он предостерегает его от всяких видов предательства, суеверия и лицемерия. Он накладывает испытания видимые и тайные. Учитель открывает врата следующей ступени словами: "Радуйся, брат". Он же закрывает словами: "Прощай, прохожий". Ученик избирает себе Учителя. Он почитает Его наравне с высшими существами. Он верит Ему и приносит Ему лучшие мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает Его на мече слова своего. Он являет прилежание труда и подвижность подвига. Он встречает испытания, как свет утра, и устремляет надежду на затвор следующих врат.

Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на земле и передайте ему руководство. Он скажет во времени, когда ключ готов повернуться, во вратах. Все имейте Учителя на земле" [10].

Кроме Иерархии Света и блага, существует иерархия тьмы и зла, иерархия темных сил, которые ведут борьбу со всяким благом и всяким Светлым начинанием. Благодаря тому, что Первопричина биполярна и обладает двумя началами, все, что произошло от Первопричины, тоже биполярно, и всякий принцип в Космосе имеет два полюса - положительный и отрицательный, и всякое понятие имеет противоположение.

Так существуют конечное и бесконечное, положительное и отрицательное, притяжение и отталкивание, тепло и холод, Свет и тьма, добро и зло и т.д. - до бесконечности. Но все эти противоположения являются противоположениями лишь в нашем представлении, ибо все исшедшее из Первопричины не есть добро или зло, Свет и тьма, но превращаются в эти понятия, сообразно нашему желанию, соответственно нашему устремлению и притяжению. Поэтому можно сказать, что между полюсами, между добром и злом, между Светом и тьмою, между разумом и неразумением находится свободная воля сознательного существа, которая определяет путь данного существа.

Часть разумных существ, устремившаяся в противоположную от Света и добра сторону, в полярность тьмы и зла, образовала иерархию зла, иерархию темных сил, которые, являясь врагами Света, ведут против Него упорную и ожесточенную борьбу. Темные силы, которые образуют темное воинство, иерархию тьмы, имеют такую же организацию, какую имеют Светлые силы. Как существует на земле Белая Ложа и Ее Адепты, так же существует черная ложа с ее адептами и ее ритуалом посвящения в адепты.

Конечно, средневековое представление о темных силах, как о существах, обязательно обладающих рогами, хвостом и козлиными копытами, не соответствует истине. Разнообразие форм низших темных сил астрального плана не исключает возможности рогов и копыт, но на физическом плане темная сила имеет вид людей, а на высших планах Бытия может принимать вид ангелов Света.

"Ангелы как добрые, так и злые, окружены необычайным сиянием, разница между ними в выражении глаз: глаза небесных ангелов пылают любовью и разумом, тогда как смотреть в глаза ангелов преисподней чрезвычайно тяжело" [13].

В настоящее время, когда приближается наступление Светлой эпохи, борьба между Светом и тьмою напряжена до последней степени. Бой между Светом и тьмою, происходящий в высших сферах, в который вовлечены все силы нашей солнечной системы, переходит на земной план Бытия. В этом бою (который есть возвещенный откровением св. Иоанна Армагеддон) принимаем участие мы все: или на стороне Света, или на стороне тьмы.

"Весь мир делится на черных и белых. Одни служат сознательно, другие - по свойству природы, и третьи представляют студенистую массу, непригодную ни к чему. Черная ложа сильна, ибо для борьбы со Светом нужен мощный потенциал. Не мудро не оценивать силы противника, особенно когда любимая ими Кали Юга кончается" [8].

"Когда решается участь планеты, то силы расположены по полюсам Света и тьмы, потому каждый дух должен оградиться от малодушия. Стать на стороне Света - значит идти с Нами под знаменем Иерархии; идти с тьмою - значит идти под бременем явленного черного знамени. Так во время битвы нужно огненно осознать Мощь Нашу и строить законное утверждение жизни. Только так можно принять вызов темных, ибо когда дух имеет иммунитет против малодушия и предательств, а то победа явлена. Так утвердимся на Иерархии" [8].

"Прежде служили черные мессы и воздвигали статуи Бофамеду, теперь они стали опаснее, ибо, подражая Нам, они оставили многие ритуалы, но обратились к силе мысли. С Нами им трудно бороться, но в случае отделения мышления ученика они могут вредить. Когда указывал сплотиться вокруг Владыки, советовал очень необходимое. Вообще следует смотреть на Мои Указы как на советы неотложные. Пора понять, что даю Учение не на сон грядущий, но для насыщения всей жизни" [8].

"Когда напряжены все космические силы, то не может быть отступления без разрушения. Когда вокруг Света группируются светлые и вокруг тьмы черные, то нет отступления. Потому, когда работники желают победить, то должны, как сила мощная, собираться вокруг фокуса, да, да, да! Простая физическая форма держится только благодаря сцеплению частиц, насколько мощнее сила, идущая из явленного Иерарха! Потому желающие победить должны плотно примкнуть к Щиту, их укрывающему, к Иерархии, только так можно победить. Только так можно в грозное время переустройства пережить явления смуты. Так запомним!" [8].

Высшие Светлые Силы руководят нами и защищают нас от происков темных сил лишь до тех пор, пока мы находимся на правильном пути. С уклонением человека в сторону зла он лишается покровительства Светлых Сил и неизбежно подпадает под влияние темных, которые, считая его своим, будут защищать его от всякого проникания к нему истины и Света. “Кто не с Нами, тот против Нас”, - сказал Христос. Кто не идет к Свету, тот идет в тьму. Других путей нет. Таков закон мироздания.

В настоящее время, когда происходит решительный бой между Светлыми и темными, бой, в котором решается судьба нашей планеты и всего человечества, каждый должен дать себе ясный отчет: куда он идет, кого считает своим руководителем, кому желает победы.

Новое Учение, говоря столь подробно и ясно о желающих нашей гибели наших врагов, облегчает борьбу с ними, ибо осознание врага есть первый шаг к одолению его. Но для человека одоление невидимых врагов без Учителя - задача непосильная. Лишь Учитель, Который их видит и знает, может помочь человеку в этой тяжелой и неравной борьбе. Но для этого нужно признать Учителя как свою единственную крепость и защиту, как своего единственного заступника и помощника, ибо врагов у человека много, а Учитель может быть у него только один.

"Говорят: "Любим и почитаем", - но сами помнят лишь как о бывшем снеге. Сон для них Владыка. Но приходит час, и станет Он жизнью и пищею. Как молния прорезает тьму, так будет светел Облик Владыки. Как сокровище будут хранить каждое слово Сверху, ибо выхода не будет. И мало кто, познав Свет, осквернится мраком. Много мрака кругом, и един путь к Владыке. Помните о Владыке" [8].

"Никто не приходит к Отцу, как только через Сына", т.е. Учителя, — говорил Христос, и "Если к Единому Свету един путь через Владыку, то лишь крайнее невежество дозволит разрушение этого единственного пути”, - говорит Новый Учитель. Пора это понять. Пора решительно отгородиться от тьмы и стать на сторону Света. "Пора сказать Свету: "Иду - твой помощник, и протяну самому солнцу руку мою" [7].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клизовский А.И. "Основы миропонимания Новой Эпохи"
  2. Бхагават Гита, или Песня Господня
  3. Евангелие от Матфея
  4. Беспредельность (Из книг "Агни Йоги")
  5. Евангелие от Иоанна
  6. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1932-1955
  7. Озарение (Из книг "Агни Йоги")
  8. Иерархия (Из книг "Агни Йоги")
  9. Дамаскин Иоанн Точное изложение православной веры
  10. Знаки Агни Йоги (Из книг "Агни Йоги")
  11. Мир Огненный. Часть первая (Из книг "Агни Йоги")
  12. Братство. Часть вторая. Надземное. 1937 (Из книг "Агни Йоги")
  13. Баркер Э. "Письма живого усопшего"

RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика