ВЕХИ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Страницы газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ" насыщены размышлениями о важных моментах культурного строительства – фактах культурной хроники, явлениях социальной и духовной жизни ества, как то учительство, охранение культурных ценностей, воспитание человека.

ИСТИННО НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ

Памятник Е.И. Рерих и Н.К. Рериху на территории МЦР

Памятник Е.И. Рерих и
Н.К. Рериху на территории МЦР

Имена семьи Рерихов золотыми буквами вписаны в летопись мировой и отечественной культуры. Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич. Каждый из них оставил неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представляющей собой духовное и творческое Единство, где каждый был незаменим, уникален и высокоодарен, поражает и восхищает. Общественно-культурная деятельность Рерихов по своим масштабам планетарна. Подойти с обычными мерками к оценке их жизненного и творческого пути – значит не понять главной сути совершённого этими выдающимися представителями Культуры. Их мысли, дела и устремления намного опередили сознание современных людей. С течением времени человечество все в большей степени начинает осознавать значение беспримерного творческого Подвига этой семьи. Держава Рерихов, Держава Красоты и Знания еще надолго останется нравственной вершиной, к которой люди будут стремиться в поисках вечной Истины. (информация с сайта МЦР)

Все долгие годы странствий Рерихи постоянно мечтали вернуться на родину и принести ей цветы своего духа. Они так и остались русскими, не приняв ничьего подданства.

Седьмого марта 1942 года, в статье «Четверть века» Николай Константинович Рерих написал:

«Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам.

И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий – в науке, Святослав – в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Разве для чужих? И «Александр Невский», и «Ярослав», и «Святогор», и «Микула», и «Настасья Микулична» прошли по Индии и останутся во славу народа русского. И «Сергий Радонежский», и «Древний Новгород», и «Нередица», и «Открываем врата», и «Вестник» – все напомнит о братском народе, о неделимой, дружной, великой семье народов. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

Далеко не все широкие перспективы, начертанные Н.К. Рерихом, получили воплощение в жизни. После ухода в 1960 году Юрия Николаевича Святослав Николаевич остался единственным хранителем наследия Рерихов. Он несколько раз приезжал в Советский Союз с выставками картин отца и своих собственных, выступал перед большими аудиториями, рассказывая о подвижнической жизни и многогранном творчестве семьи Рерихов, читал лекции, в которых делился своими мыслями о назначении и роли искусства в духовном совершенствовании человека. Все эти годы его волновал вопрос о передаче на Родину наследия родителей, но при этом его тревожила судьба архива Елены Ивановны, который мог погибнуть в условиях того времени.

Наконец, в мае 1987 года в Кремле состоялась встреча С.Н. Рериха с Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачевым. Святослав Николаевич обратился к нему с идеей создания в Москве центра-музея имени Н.К. Рериха и получил поддержку. В 1990 году Святослав Николаевич оформил завещание на передачу наследия семьи в то время Советскому Фонду Рерихов. Людмила Васильевна Шапошникова – индолог, писатель, исследователь творчества Рерихов стала его доверенным лицом. Он пригласил ее в Бангалор с тем, чтобы подготовить и отправить в Москву сотни замечательных полотен Н.К. Рериха, архив, основу которого составили рукописи Елены Ивановны, а также семейную библиотеку и личные вещи семьи. Архив оказался столь велик, что его пришлось доставлять специальным авиарейсом.

В соответствии с пожеланием Святослава Николаевича Музей создавался как общественная независимая организация. Этот статус расширял возможности культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом, минуя ведомственные барьеры.

Музей имени Н.К. Рериха в Москве до реставрации

Музей имени Н.К. Рериха
в Москве до реставрации

Под музей московские власти отвели бывшую усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке, в самом центре Москвы. В июне 1993 года мы в составе небольшой группы проездом останавливались в Москве и посетили усадьбу Лопухиных, памятник истории и культуры 17–19 вв. Усадьба предстала нашему взору в плачевном состоянии. Трещины избороздили стены зданий, кое-где от крыши до основания. Во многих местах через осыпавшуюся штукатурку была видна старая потрескавшаяся кладка. Северная часть размером с трехэтажный дом «оторвалась» от основного здания и наклонилась, как Пизанская башня. В подвалах через кладку сочилась вода. Деревянные перекрытия грозили обрушением. Столярка сгнила. Стекла отсутствовали, и ветер гулял по залам. Все было серым и унылым. Единственным живым воспоминанием об этом посещении был маленький книжный магазинчик, расположенный в одноэтажном флигеле. Там продавалась литература рериховской тематики. Уезжали из Москвы с тяжелым сердцем. Тогда мы еще не знали, как скоро все здесь преобразится, и развалины превратятся в первоклассный музей, научный и культурный центр мирового значения.

Музей имени Н.К. Рериха в Москве

Музей имени Н.К. Рериха в Москве

В том же 1993 году началась полномасштабная реставрация памятника. Идея общественного музея на почве идей Учения Живой Этики подняла огромную волну энтузиазма. Многие добровольцы согласились помочь в создании Музея. Ехали за свой счет со всех концов бывшего Советского Союза. Под руководством архитекторов, реставраторов, художников работали сотни, а может быть тысячи людей. Одни приезжали на месяцы, другие – на несколько дней. Работали бесплатно до самой темноты, сами готовили себе еду, спали на столах, на полу, на стульях, на досках. При этом везде царила дружественная доброжелательная атмосфера. Завязывались дружеские связи, ширилось рериховское движение. Так наглядно проявилась сила стремления народа к истинным ценностям Культуры. За счет собственных и привлеченных средств, не потратив ни одной государственной копейки, был создан уникальный синтетический Центр – Музейон XXI века. Поистине народный Музей.

ЮРИЙ РЕРИХ. 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Юрий Николаевич Рерих

Юрий Николаевич Рерих

В 2012 году исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося ученого востоковеда, лингвиста, основоположника отечественной школы тибетологии Юрия Николаевича Рериха. Как и все члены семьи Рерихов, он проявил высокую одаренность во многих областях знания. С ранних лет его интересовали история и военное дело. Он очень гордился своим предком – фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года. О художественном даровании говорят его живописные и графические работы школьных лет. Незаурядные способности к языкам, а также интерес к Востоку сформировали основные направления его будущей деятельности.

В Лондонском университете на индоиранском отделении Школы восточных языков Ю.Н. Рерих изучает санскрит. В Гарвардском университете, на отделении индийской философии начинает изучение пали и китайского. Во Франции работает на среднеазиатском и моноло-тибетском отделениях Парижского университета. Одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях.

По окончании Парижского университета, в 1923 году, он получает степень магистра индийской филологии. К этому времени Юрий Рерих уже сформировавшийся востоковед. В том же году семья Рерихов отправляется в Индию, положив начало Центрально-Азиатской экспедиции. После путешествия по Индии, в 1924 году, семья Рерихов совершает экспедицию по Сиккиму – стране снежных гигантов и древних монастырей – и Бутану, в Восточных Гималаях. В результате этого путешествия появилась уникальная монография – «Тибетская живопись». Она была впервые напечатана в Париже в 1925 году и до сегодняшнего дня не имеет аналогов в мире.

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодилось его знание военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.

Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых – первопроходцев Азии.

Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

После экспедиции огромный научный материал, собранный на маршруте, был передан в Институт Гималайских исследований «Урусвати», созданный в июле 1928 года. Как пишет в своей работе «Свет Утренней звезды» крупнейший современный исследователь жизни и творчества семьи Рерихов Л.В. Шапошникова, этот материал «был первым драгоценным зерном той новой науки, о которой писала Живая Этика и говорили Учителя, стоявшие высоко на лестнице космической эволюции». Более 10 лет Юрий Николаевич Рерих являлся бессменным директором Института.

Определяя цели Института, он писал: «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее. <...> В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление. Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока. <…> Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку».

В 1934-1935 гг. Ю.Н. Рерих вместе с Н.К. Рерихом предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений, препятствующих эрозии почв и распространению насекомых-вредителей. Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии, а затем и Внутренней Монголии, сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов.

Как выдающийся ученый-энциклопедист Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.

Юрий Николаевич Рерих провел за границей более 35 лет, длительный срок прожил в Индии. Но, несмотря на это, он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства.

В августе 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается из Индии в Москву. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С. Хрущева, который встречался с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию. Только после этого Ю.Н. Рерих получает советское подданство и разрешение вернуться на Родину.

В Москве Юрий Рерих приступает к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавляя «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960), он выполняет невероятно большой объем работ, сравнимый с целой человеческой жизнью. Юрий Николаевич Рерих возродил научные традиции российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен). За краткий срок своей деятельности в Москве Ю.Н. Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов. По инициативе Юрия Николаевича возобновились работы по переводу и публикации древних философских и литературных памятников Востока. Он возобновил знаменитую серию «Biblioteca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф. Ольденбургом в 1897 году и посвященную буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» и основополагающего буддийского трактата «Дхаммапада» (сборник изречений Будды). Этот литературный памятник древнеиндийской философской мысли явился важнейшим этапом в изучении буддизма в нашей стране.

Особо следует отметить многолетний оставшийся в рукописи фундаментальный научный труд Ю.Н. Рериха «История Средней Азии», над которым он работал еще в Индии и который намечал, но не успел завершить на Родине. Под термином «Средняя Азия» Юрий Николаевич понимал обширное пространство от Кавказа до Большого Хингана и от Гималаев до Алтая. Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований на огромной территории Евразии. В настоящее время Международным Центром Рерихов выпущен в свет 1 том этого уникального труда.

Памятник Ю.Н. Рериху

Памятник Ю.Н. Рериху

Возвращение Ю.Н. Рериха в Россию и принятие советского гражданства было шагом мужественным и самоотверженным, учитывая, что долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление об этой выдающейся семье.

Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Заветная мечта родителей вернуться на Родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы.

При непосредственном участии Ю.Н. Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции учения Живой Этики, или Агни Йоги. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.

При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.

Впервые на правительственном уровне Ю.Н. Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К. Рериха. В этих целях он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца, при условии их постоянной экспозиции, 60 полотен были подарены Новосибирской картинной галерее. Однако при жизни Юрия Николаевича его мечте не суждено было сбыться. Государством не была создана и постоянная экспозиция живописи Н.К. Рериха при Русском музее. Большинство из этих полотен так и не дошли до зрителя и по сей день продолжают пылиться в запасниках.

И как человек, и как ученый, и как гражданин своей страны Юрий Николаевич Рерих был личностью выдающейся. По словам Святослава Николаевича Рериха: «Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности».

Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н. Рерих.


RSS









Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика